Закон о страховании пассажиров общественного транспорта

На какую сумму застрахован пассажир общественного транспорта

Тариф по страховке перевозчиков пассажиров устанавливается индивидуально. Он влияет на стоимость проезда в разных видах транспорта, но не сумму компенсации. Последняя установлена на всех уровнях риска:

  • причинение вреда здоровью одного пассажира – до 2 млн рублей;
  • нанесения урона жизни (гибель) – фиксированная выплата 2 млн 25 тыс. рублей (из них 25 тыс. рублей – это средства на погребение);
  • нанесенный ущерб имуществу оценивается:
    • в 11 тыс. рублей максимум, если это ручная кладь;
    • в 23 тыс. максимум, если пострадал багаж.

Присвоение инвалидности I группы рассматривается как нанесение максимального ущерба и предполагает выплату 2 млн рублей. Если инвалидность получил взрослый, деньги переводятся ему (нет потери дееспособности) или его родным. В случаях с детской инвалидностью средства выплачиваются родителям. Компенсация за гибель пассажира переводится его наследникам.

Сумма выплаты, положенной каждому потерпевшему лицу, определяется как слагаемое возмещений по всем пунктам.

  • При утрате багажа или клади – стоимость нового аналога (но не более лимита страхования).
  • При нанесении травм и увечий – сумма процентов от максимума (предел в этом виде страхования – 2 млн рублей), согласно таблице повреждений, утвержденной ПП №1164 от 15.11.2012. Минимальная сумма, согласно перечню, – 1000 рублей за ушибы. Наибольшие выплаты (50–75% от максимума или 1–1,5 млн рублей) здесь предусмотрены при выкидыше у беременных женщин, сильных ожогах, разрывах спинного мозга, сплетения, потере органов, частей тела.
  • При гибели – максимальный размер компенсации по страхованию ответственности перевозчика, плюс покрытие расходов на погребение.

Пределы по количеству получателей возмещений по страхованию ответственности рассматриваются по вместимости транспорта.

С 01 января 2013 года вступает в силу новый Федеральный закон от 14.06.2012 № 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном» (далее также – Федеральный закон, закон, закон № 67-ФЗ).

Отдельные статьи названного закона, в частности статьи 20 и 21 (касающиеся деятельности профессионального объединения страховщиков (его статус, органы управления, функции, ответственность, требования к учредительным документам и др.) и установления им правил профессиональной деятельности, обязательных для объединения и его членов), действуют уже с 14 сентября 2012 года.

Важная роль страхования пассажиров

По задумке законодателя, страховка ответственности перевозчика пассажиров, известная транспортникам страны как ОСГОПП (или ОСГОП), задумана с целью:

  • Защиты финансовых интересов держателей полиса страхования – перевозчиков, которые в силу специфики бизнеса работают без основных средств (ликвидных активов). То есть при наступлении ответственности попросту не располагают средствами для покрытия ущерба, причиненного по вине их сотрудников.
  • Обеспечения возможности компенсировать через страхование пострадавшим расходы на лечение и восстановление утраченного имущества.

Правовую базу ОСГОПП составляет не только 67-ФЗ. Последний определяет понятия пассажира и устанавливает требование по оформлению транспортной компанией полиса на каждую единицу задействованного транспорта. Кроме него, условия работы инструмента страхования задают следующие акты.

  • Постановления Правительства РФ:
    • №1378 (таблица расчета компенсаций по страхованию при увечьях);
    • №1484 (порядок расчета трафика пассажиров для определения страховой премии при оформлении договора страхования ответственности перевозчика);
    • №1164 (порядок расчета возмещений за причиненный ущерб здоровью).
  • Указание Центробанка № 4175-У (в нем установлены тарифы для транспортных компаний).

Во исполнение приоритетной задачи 67-ФЗ (гарантии компенсаций вреда пассажирам через распределение финансовой нагрузки между перевозчиками и страховщиками – страхование) наличие полиса ОСГОПП контролируется Ространснадзором, а качество урегулирования страховых случаев – инцидентов с пострадавшими людьми – НССО (Союзом страховщиков ответственности). В статье 12.2 КоАП РФ предусмотрены санкции за отсутствие обязательного договора страхования гражданской ответственности:

  • лишение транспортной лицензии;
  • штраф для руководства организации в размере 40–50 тыс. рублей;
  • штраф для юридического лица – 0,5–1 млн рублей.

Законом установлено и то, что отсутствие ОСГОПП не освобождает перевозчика от обязательства возмещения причиненного вреда, согласно утвержденным лимитам.

Хотя стоимость страховки заложена в цену проездных билетов и покрывается самими застрахованными, объектом выступает ответственность транспортной компании. То есть набор рисков здесь стандартный для любого аналогичного договора. Так, обязательное страхование пассажиров включает (покрывает) риски:

  • повреждения, порчи имущества всех, кто находится в салоне, кроме водителя и кондуктора, иных членов экипажа (так 67-ФЗ определяет группу пассажиров);
  • ущерба здоровью держателей проездных билетов;
  • причинения вреда жизни.

Обязательное страхование пассажиров любого общественного транспорта покрывает любые риски, согласно вышеперечисленным пунктам, за исключением случаев:

  • осознанного нанесения вреда жизни и здоровью самим пассажиром;
  • управления транспортным средством в состоянии опьянения;
  • управления транспортом лица, которое не имеет прав на такие действия;
  • стандартных пунктов исключений в большинстве страховых договоров (военные, забастовочные риски, радиационные атаки, народные волнения).

На август 2018 года страхование всех пассажиров в общественном транспорте обязательно для компаний, которые осуществляют перевозки:

  • автобусами (рейсовые, междугородние, международные поездки);
  • троллейбусами;
  • трамваями;
  • маршрутными такси (микроавтобусами);
  • поездами;
  • самолетами (перелеты по России, для международных рейсов действуют правила Монреальской конвенции, к которой РФ присоединилась в марте 2017-го);
  • речными и морскими судами (круизными, паромными, перевозочными, прогулочными).

Чем обусловлено принятие указанного закона?

Со дня вступления в силу Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном» прекращается лицензирование деятельности по перевозкам морским транспортом опасных грузов, погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам в морских портах, деятельности по осуществлению буксировок морским транспортом (п. 6 ст. 22 ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности).

Как сказано в пояснительной записке к проекту Федерального закона «в настоящее время не всегда в полном объеме и своевременно осуществляется возмещение пассажиру вреда, причиненного ему в процессе перевозки. Помимо этого, очевидны и проблемы, стоящие перед перевозчиками, в том числе — отсутствие у перевозчиков необходимых средств для возмещения причиненного вреда. Существующая система личного страхования пассажиров не обеспечивает соразмерного и гарантированного возмещения вреда, причиненного пассажирам при осуществлении перевозки. Страхование ответственности перевозчика станет эффективной заменой личному страхованию пассажиров.».

Цель закона

Основной целью федерального закона является защита интересов пассажиров путем обеспечения гарантированного возмещения им вреда, причиненного при перевозке, независимо от вида транспорта и характера перевозки.

Закон уменьшает случаи отказа страховщика в выплате страхового возмещения или освобождения от такой выплаты.
Устанавливается ответственность страховщика за задержку выплаты возмещения в виде пеней.

Как подтвердить факт участия в страховом событии

Закон об обязательном страховании ответственности перед пассажирами является одним из самых удачных в российском законодательстве. Его большой плюс – «презумпция» виновности транспортной компании: страховым случаем по умолчанию признается любой инцидент, произошедший в салоне и повлекший вред. Единственное, что нужно пострадавшим пассажирам, – доказать факт законного пребывания в автобусе, самолете, вагоне поезда.

Сделать это для получения выплаты по страхованию можно:

  • Предъявив проездной документ (бумажный, электронный).
  • За отсутствием билета стоит сделать следующее:
    • собрать свидетельские показания;
    • запросить записи с камер наблюдения на вокзале (автостанции, в аэропорту);
    • показать факт оплаты билета (чек, перевод с указанием цели платежа в интернет-банкинге).

Если вы расплатились единой картой, страховщик обязан запросить данные компостера, который ее считал. При проявлении «запоздалых» признаков ущерба здоровью потребуется еще и медицинское подтверждение с указанием возможных причин недомогания (чтобы продемонстрировать причинно-следственную связь между падением в транспорте и нынешним состоянием).

Сфера действия закона

Закон распространяется на отношения обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров при перевозках метрополитеном; любыми видами транспорта, в отношении которых действуют транспортные уставы или кодексы, при перевозках внеуличным транспортом (кроме метрополитена), а именно: железнодорожным, воздушным, морским, внутренним водным, автобусным (междугородние, пригородные, внутригородские перевозки), троллейбусным, трамвайным.  

Закон не распространяется

Закон не регулирует перевозки легковыми такси. Правовое регулирование перевозок посредством такси обеспечено другими документами, последние поправки внесены Федеральным законом от 23.04.2012 N 34-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного регулирования деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации».

Статья 3 закона № 67-ФЗ раскрывает основные понятия, среди которых:
перевозка — услуга, признаваемая перевозкой пассажира транспортными уставами или кодексами, а также статьей 31 настоящего Федерального закона. Период перевозки, включая моменты начала и окончания перевозки, определяется транспортными уставами или кодексами, а также в соответствии со статьей 31 настоящего Федерального закона.
внеуличный транспорт — пассажирский транспорт, осуществляющий регулярные перевозки пассажиров по изолированным от автомобильных дорог путям в пределах границ населенных пунктов, между близлежащими населенными пунктами или из населенных пунктов к объектам транспорта, торговли, промышленным объектам, объектам культуры, отдыха, спорта и подобным объектам

Предлагаем ознакомиться:  Где дешевле страхование ипотеки ВТБ? Рейтинг компаний и калькулятор стоимости.

В соответствии с п. 1 ст. 5 закона № 67-ФЗ независимо от вида транспорта (за исключением метрополитена) перевозчик обязан страховать свою гражданскую ответственность за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров.
Осуществление перевозок пассажиров перевозчиком (за исключением перевозок пассажиров метрополитеном, у которого особый статус, и такси), гражданская ответственность которого не застрахована, запрещается.
В случае неисполнения перевозчиком этой обязанности федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере транспорта (Ространснадзор), в течение трех рабочих дней со дня обнаружения указанного нарушения обязан уведомить об этом орган страхового надзора (ФССН, Росстрахнадзор) для взыскания сумм, неосновательно сбереженных перевозчиком.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дополняется новой нормой — статьей 11.31, которая предусматривает следующее: осуществление перевозок пассажиров перевозчиком, риск гражданской ответственности которого за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров не застрахован в соответствии с требованиями, установленными федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 тыс. до 50 тыс. руб.; на юридических лиц — от 500 тыс. до 1 млн. руб. Ответственность за неисполнение обязанности по обязательному страхованию устанавливается с 1 апреля 2013 года. Однако это не значит, что до этого времени перевозчик может не заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности.

Однако изменения, касающиеся ответственности перевозчика, коснутся не только КоАП РФ. Так, ФЗ от 14.06.2012 N 78-ФЗ вносит в статью 34 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» следующие изменения:
Появляется часть 14 в новой редакции Устава автомобильного транспорта будет звучать так: ответственность перевозчика за вред, причиненный при перевозке пассажира его жизни или здоровью и (или) багажу, ручной клади, определяется международными договорами РФ либо, если настоящим Уставом или договором перевозки пассажира не предусмотрен более высокий размер возмещения указанного вреда, в соответствии с гражданским законодательством (имеется в виду в порядке главы 41 ГК «Транспортная экспедиция»).
Вводиться часть 15 ст. 34 о том, что перевозчик обязан обеспечить выплату компенсации в счет возмещения вреда, причиненного при перевозке пассажира его жизни, гражданам, имеющим в соответствии с гражданским законодательством право на возмещение вреда в случае смерти кормильца, при отсутствии таких граждан — супругу, родителям, детям умершего пассажира, а в случае смерти пассажира, не имевшего самостоятельного дохода, — гражданам, у которых он находился на иждивении, в сумме 2 млн. рублей. Указанная компенсация распределяется между гражданами, имеющими право на ее получение, пропорционально количеству таких граждан.
В соответствии с новой частью 16 статьи 34 Устава автомобильного транспорта перевозчик обязан обеспечить выплату компенсации в счет возмещения вреда, причиненного при перевозке пассажира его здоровью, в сумме, определяемой исходя из характера и степени повреждения здоровья в соответствии с нормативами, установленными Правительством Российской Федерации. Размер указанной компенсации не может превышать 2 млн. рублей. Это говорит о том, что если речь идет о причинении вреда здоровью (имуществу пассажира), то указанная цифра является верхним пределом, в то время как сама компенсация определяется исходя из характера и степени повреждения здоровья по нормативам, установленным Правительством РФ.

Согласно части 17 если определенный в соответствии с гражданским законодательством размер возмещения вреда, причиненного при перевозке пассажира его жизни или здоровью, превышает размер компенсации в счет возмещения вреда, выплата указанной компенсации не освобождает перевозчика от возмещения такого вреда в части, превышающей сумму произведенной компенсации.

Куда обращаться при получении травмы

Согласно поправкам к ФЗ-67, инициированным МЭР, каждая перевозочная компания обязана размещать информацию о страховании и своем страховщике:

  • на видном месте в салоне ТС;
  • на сайте;
  • в уведомлениях пассажирам (в течение 5 дней с момента наступления аварии их должен получить каждый потерпевший).

страховой полис для пассажиров

Закон устанавливает возможность для пассажиров обращаться напрямую в страховую компанию или действовать через транспортную организацию. За отсутствием договора ОСГОПП у перевозчика (и при отказе осуществить выплату из средств его бюджета) необходимо требовать исполнения норм закона в службе транспортного надзора.

Если вы почувствовали недомогание во время поездки, но столкновений и других поводов для остановки не было, обращаться надо к водителю. По регламенту, он обязан остановить транспорт, вызвать ГИБДД и карету скорой помощи, зафиксировать аварию. Отказ выполнить данные действия квалифицируется как побег с места ДТП.

Для получения страховки от каждого заявителя нужны:

  • претензия на компенсацию;
  • полис обязательного медицинского страхования;
  • паспорт заявителя (и потерпевшего, если заявление подается родственниками погибшего);
  • подтверждение факта аварии от перевозчика;
  • протокол ГИБДД;
  • перечень повреждений (результаты обследования, список утерянных вещей);
  • проездной билет, который необходимо будет сохранить после покупки;
  • чеки, счета и другие подтверждения расходов на лечение;
  • свидетельство о смерти пассажира.

В зависимости от ситуации страховой компании могут потребоваться дополнительные данные. Потому точный список пунктов пакета документации можно узнать только у страховщика. При нарушении им регламента заявителю следует обратиться с письмом в НССО.

Раскрытие информации

В силу ч. 6 ст. 5 закона № 67-Ф перевозчик обязан предоставлять пассажирам информацию:

о страховщике:

Наименование страховщика;

Место нахождения;

Почтовый адрес;

Номер телефона

О договоре обязательного страхования:

Номер договора;

Дата заключения;

Срок действия договора

путем размещения этой информации во всех местах продажи билетов или на билете либо на своем официальном сайте в Интернете.

Эту информацию перевозчик также обязан сообщить иным лицам, обратившимся к перевозчику за предоставлением информации в связи с наступлением страхового случая (ч. 8 ст. 5 закона).

В ч. 7 ст. 5 закон указывает информацию, которую перевозчик обязан немедленно сообщить каждому потерпевшему, персональные данные которого имеются у перевозчика, о:

правах потерпевших, вытекающих из договора обязательного страхования и закона № 67-ФЗ;

порядке действий потерпевших для получения возмещения причиненного вреда;

3)       страховщике, всех его филиалах и представителях в субъектах Российской Федерации (наименование, место нахождения, почтовый адрес, номер телефона, адрес официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, режим работы);

4)         договоре обязательного страхования (номер, дата заключения, срок действия).

При причинении вреда жизни потерпевшего, тяжкого вреда его здоровью перевозчик обязан сообщить родственникам потерпевшего или иным лицам, обратившимся к перевозчику за предоставлением информации в связи с причинением вреда жизни, здоровью, имуществу потерпевшего, о вытекающих из договора обязательного страхования и настоящего Федерального закона правах выгодоприобретателей. Риск последствий неисполнения перевозчиком этой обязанности лежит на перевозчике (ч. 9 ст. 5 закона).

Заключение и прекращение договора обязательного страхования регулирует Глава 2 закона № 67-ФЗ.

Порядок выплаты страхового возмещения пассажирам

Для срочного оказания медицинской помощи, когда пострадавших несколько, предусмотрены предварительные возмещения – 100 тыс. рублей на одного заявителя, выплачиваются в самые сжатые сроки после подтверждения факта аварии и нахождения в ее момент пассажира в салоне. Дальнейшие переводы осуществляются после проверки документов и подтверждения финансовых обоснований (чеков на лекарства, справок из больницы).

На это у страховщика есть 30 дней. По истечении срока он обязан выплатить компенсацию или отказать. Отсутствие перевода (затягивание сроков) влечет штраф размером в 1% от расчетной суммы компенсации. При отсутствии письменного отказа (и наличии решения об отказе), переданного заявителю по всем правилам, страховщик платит 1000 рублей за каждый день ожидания, начиная с 31 дня.

Сумма ущерба к возмещению по страхованию на одного пассажира рассчитывается в полном объеме нанесенного урона, но не может превысить 2 млн рублей. Вред здоровью «оценивается» по таблице в процентах от максимума. Примеры:

  • Перелом носа – 5–10% от 2 000 000 или 100–200 тыс. рублей.
  • Ушибы и мелкие повреждения – 0,05% или 1000 рублей.
  • Повреждение мягких тканей (ожоги, разрыв, ранения, обезображивания, ушибы) от 0,05 до 50% (1000–1000000 рублей) в зависимости от тяжести.

Средства выплачиваются страховой компанией на реквизиты, указанные в претензии на возмещение. Это может быть личная дебетовая (кредитная, социальная) карта заявителя, расчетный счет физического лица, наличные в кассе любого банка или страховщика (если у него есть отделения с оборудованными кассовыми модулями).

Отказ в выплате страхования возможен, если у транспортной компании нет договора со страховщиком (или он признан недействительным), либо СК считает, что пассажир в момент аварии отсутствовал в салоне. В таких случаях доказать свою правоту и получить страховку можно только через суд, подав иск со ссылкой на ГК РФ (ст. 1079).

Прекращение договора обязательного страхования ответственности перевозчика

Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном» дает следующее понятие договора обязательного страхования — это договор в пользу третьего лица (выгодоприобретателя-пассажира). Перевозчик заключает договор страхования как страхователь от своего лица, но действует при этом в интересах пассажиров, перед которыми транспортная компания несет ответственность.

Предлагаем ознакомиться:  Проверка полиса ОМС: проверить готовность по номеру и фамилии

Договор обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика заключается в порядке и в форме, установленные Гражданским кодексом РФ для договоров страхования.

Прежде чем обратиться к Гражданскому кодексу РФ, где сферу страхования регулирует глава 48 ГК, определим объект страхования.

Объектом страхования по договору обязательного страхования являются имущественные интересы перевозчика, связанные с риском его гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров (ч. 1 ст. 8 закона № 67-ФЗ).

В силу ч. 2 ст. 8 страховые суммы по каждому риску гражданской ответственности в договоре обязательного страхования должны быть указаны раздельно. Размер страховых сумм установлен в законе такой же, как и в ч. 4 ст. 133 Воздушного кодекса РФ (то есть как для пассажиров воздушного транспорта). Сделано это с целью уравнивания размера ответственности вне зависимости от вида транспорта, которым пользуется пассажир.

1) по риску гражданской ответственности за причинение вреда жизни потерпевшего в размере не менее чем 2 025 000 руб. на одного пассажира;

2) по риску гражданской ответственности за причинение вреда здоровью потерпевшего в размере не менее чем 2 000 000 рублей на одного пассажира;

3) по риску гражданской ответственности за причинение вреда имуществу потерпевшего в размере не менее чем 23 000 тысячи рублей на одного пассажира.

В соответствии с п. 1 ст. 936 Гражданского кодекса РФ обязательное страхование осуществляется путем заключения договора страхования лицом, на которое возложена обязанность такого страхования (страхователем), со страховщиком.
В силу действующей редакции п. 2 ст. 936 кодекса обязательное страхование осуществляется за счет страхователя, за исключением обязательного страхования пассажиров, которое в предусмотренных законом случаях может осуществляться за их счет. Однако законом от 14.06.2012 № 78-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика…» с 1 января 2013 года формулировка п. 2 ст. 936 будет предусматривать осуществление обязательного страхования только за счет страхователя.
Согласно п. 3 ст. 936 ГК РФ объекты, подлежащие обязательному страхованию, риски, от которых они должны быть застрахованы, и минимальные размеры страховых сумм определяются законом, а в случае, предусмотренном пунктом 3 ст. 935 ГК, законом или в установленном им порядке.

Статья 937 Гражданского кодекса РФ предусматривает последствия нарушения правил об обязательном страховании. В соответствии с п. 1 лицо, в пользу которого по закону должно быть осуществлено обязательное страхование, вправе, если ему известно, что страхование не осуществлено, потребовать в судебном порядке его осуществления лицом, на которое возложена обязанность страхования. Это означает, что проверка перевозчика Ространснадзором может быть  проведена по заявлению потребителей.
Согласно п. 2 ст. 937 ГК РФ если лицо, на которое возложена обязанность страхования, не осуществило его или заключило договор страхования на условиях, ухудшающих положение выгодоприобретателя по сравнению с условиями, определенными законом, оно при наступлении страхового случая несет ответственность перед выгодоприобретателем на тех же условиях, на каких должно было быть выплачено страховое возмещение при надлежащем страховании. В силу п. 4 суммы, неосновательно сбереженные лицом, на которое возложена обязанность страхования, благодаря тому, что оно не выполнило эту обязанность либо выполнило ее ненадлежащим образом, взыскиваются по иску органов государственного страхового надзора в доход Российской Федерации с начислением на эти суммы процентов в соответствии со ст. 395 ГК РФ. Данные нормы ГК нашли свое отражение в п.п. 3 и 4 ст. 5 ФЗ об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика. Кроме того перевозчик, который не заключил договор обязательного страхования, может быть привлечен к административной ответственности по вступающей в силу с 1 апреля 2013 года ст. 11.13 КоАП РФ (санкции будут приведены ниже).

В соответствии со ст. 940 ГК РФ договор страхования должен быть заключен в письменной форме путем:
— составления одного документа (пункт 2 ст. 434);
— вручения страховщиком страхователю на основании его письменного или устного заявления страхового полиса (свидетельства, сертификата, квитанции), подписанного страховщиком (п. 2 ст. 940). В этом случае согласие страхователя заключить договор на предложенных страховщиком условиях подтверждается принятием от страховщика указанных документов.
Несоблюдение письменной формы влечет недействительность договора страхования, за исключением договора обязательного государственного страхования.
Страховщик при заключении договора страхования вправе применять разработанные им или объединением страховщиков стандартные формы договора (страхового полиса) по отдельным видам страхования (п. 3 ст. 940 ГК РФ).

Существенные условия договора имущественного страхования (п. 1 ст. 942 ГК):
1) об определенном имуществе либо ином имущественном интересе, являющемся объектом страхования;
2) о характере события, на случай наступления которого осуществляется страхование (страхового случая);
3) о размере страховой суммы;
4) о сроке действия договора.

Существенные условия договора личного страхования (п. 2 ст. 940 ГК РФ):
1) о застрахованном лице;
2) о характере события, на случай наступления которого в жизни застрахованного лица осуществляется страхование (страхового случая);
3) о размере страховой суммы;
4) о сроке действия договора.

Вступление в силу договора
В соответствии со ст. 957 ГК РФ, а также ч. 2 ст. 7 Закона № 67-ФЗ договор страхования, если в нем не предусмотрено иное, вступает в силу в момент уплаты страховой премии или первого ее взноса. При этом страхование, обусловленное договором страхования, распространяется на страховые случаи, происшедшие после вступления договора страхования в силу, если в договоре не предусмотрен иной срок начала действия страхования.

Закон о страховании пассажиров общественного транспорта

Cт. 958 ГК РФ допускает досрочное прекращение договора страхования. Так, в силу п. 1 указанной статьи договор страхования прекращается до наступления срока, на который он был заключен, если после его вступления в силу возможность наступления страхового случая отпала и существование страхового риска прекратилось по обстоятельствам иным, чем страховой случай.

К таким обстоятельствам, в частности, относятся:гибель застрахованного имущества по причинам иным, чем наступление страхового случая;прекращение в установленном порядке предпринимательской деятельности лицом, застраховавшим предпринимательский риск или риск гражданской ответственности, связанной с этой деятельностью.

Кроме того, выгодоприобретатель вправе отказаться от договора страхования в любое время, если к моменту отказа возможность наступления страхового случая не отпала по вышеуказанным обстоятельствам. При досрочном прекращении договора страхования по этим обстоятельствам страховщик имеет право на часть страховой премии пропорционально времени, в течение которого действовало страхование.

При досрочном отказе страхователя (выгодоприобретателя) от договора страхования уплаченная страховщику страховая премия не подлежит возврату, если договором не предусмотрено иное.Расторжение договора обязательного страхования по соглашению его сторон допускается, если такое соглашение совершено в письменной форме в виде отдельного документа, подписанного сторонами.

Третья глава ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном» посвящена страховой премии.
В соответствии со ст. 954 Гражданского кодекса РФ страховая премия – это плата за страхование, которую страхователь (выгодоприобретатель) обязан уплатить страховщику в порядке и в сроки, которые установлены договором страхования.
Страховая премия по обязательному страхованию будет определяться по соглашению сторон договора обязательного страхования и зависеть от обеспечиваемого перевозчиком уровня безопасности перевозок, технического состояния парка транспортных средств и других факторов, влияющих на степень риска. Доля затрат на обязательное страхование в структуре затрат перевозчика, обеспечивающего приемлемый уровень безопасности, считают в Правительстве и парламенте России, не будет высокой.
В связи с этими требованиями закона к договору обязательного страхования безопасность на транспорте должна повыситься, поскольку перевозчики будут заинтересованы направлять средства на мероприятия по снижению аварийности и повышению уровня безопасности перевозок пассажиров.
В силу ч. 4 ст. 11 страховая премия по каждому из рисков, подлежащих страхованию по договору обязательного страхования, определяется как произведение количества пассажиров, страховой суммы по каждому риску, указанной в договоре обязательного страхования в соответствии с ч. 2 ст. 8 Федерального закона, и соответствующего страхового тарифа, определенного в процентах от страховой суммы.
Общий размер страховой премии определяется путем суммирования страховых премий, определенных по каждому из рисков, и указывается в договоре страхования.
Из содержания ч. 9 ст. 11 закона № 67-ФЗ следует, что допускается изменение страховой премии. Указанное правомочие осуществляется соответствующей стороной путем направления другой стороне проекта соглашения об изменении размера страховой премии. Заключение этого соглашения для стороны, которой оно направлено, является обязательным и осуществляется в порядке, установленном ст. 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, то есть сторона должна подписать соглашение либо отказаться от подписания, либо составить протокол разногласий к соглашению в течение 30 дней со дня получения соглашения. Сторона, направившая соглашение об изменении размера страховой премии и получившая от другой стороны протокол разногласий, обязана в течение 30 дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии соглашения в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении соглашения, на рассмотрение суда.
Отметим, что тридцатидневный срок может быть изменен соглашением сторон.
Согласно п. 4 ст. 445 ГК РФ если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор (соглашение).
Сторона, необоснованно уклоняющаяся от заключения договора (соглашения), должна возместить другой стороне причиненные этим убытки.

Предлагаем ознакомиться:  Зачем страховка на кредит

Порядок определения количества пассажиров для целей расчета страховой премии по договору обязательного страхования утвердит Правительство РФ. Кроме того Правительство утвердит страховые тарифы по каждому из рисков, подлежащих страхованию по договору обязательного страхования, вернее, из верхние и нижние пределы, в зависимости от вида транспорта и видом перевозок. Отметим, что в настоящее время готов проект постановления правительства об утверждении предельных значений тарифов.

В силу п. 1 ст. 11 страховой тариф (ставка страховой премии с единицы страховой суммы) определяется в договоре обязательного страхования по соглашению сторон. Однако предельные (минимальные и максимальные) значения страховых тарифов в зависимости от вида транспорта, вида перевозок и влияющих на степень риска факторов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 11 страховой тариф по каждому из рисков, подлежащих страхованию по договору обязательного страхования, определяется в расчете на одного пассажира в зависимости от вида транспорта, вида перевозок и влияющих на степень риска факторов, в том числе от обеспечиваемого перевозчиком уровня безопасности перевозок и технического состояния транспортных средств перевозчика. Оценка страхового риска осуществляется страховщиком при заключении договора обязательного страхования. То есть страховой тариф необходим для расчета страховой премии.
Отметим, что на данный момент тарифы не утверждены. Однако согласно проекту Постановления Правительства РФ «Об утверждении предельных (минимальных и максимальных) значений страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров» минимальные страховые тарифы (в процентах от страховой суммы) на автомобильном транспорте
по риску гражданской ответственности за причинение вреда жизни составят:
А) автобусные перевозки в междугородном и международном сообщении  —
0, 0000266900
Б) автобусные перевозки в пригородном сообщении – 0, 0000039162
В) автобусные перевозки в городском сообщении – 0, 0000012660.
по риску гражданской ответственности за причинение вреда здоровью составят:
А) автобусные перевозки в междугородном и международном сообщении  —
0, 0004207783
Б) автобусные перевозки в пригородном сообщении – 0, 0000617404
В) автобусные перевозки в городском сообщении – 0, 0000199595.
По риску гражданской ответственности за причинение вреда имуществу:
При отсутствии в договоре страхования франшизы
А) автобусные перевозки в междугородном и международном сообщении  —
0, 0007972525
Б) автобусные перевозки в пригородном сообщении – 0, 0001169801
В) автобусные перевозки в городском сообщении – 0, 0000378174
При наличии в договоре страхования франшизы
А) автобусные перевозки в междугородном и международном сообщении  —
0, 0006378020
Б) автобусные перевозки в пригородном сообщении – 0, 0000935841
В) автобусные перевозки в городском сообщении – 0, 0000302539.

Максимальные страховые тарифы (в процентах от страховой суммы) на автомобильном транспорте
по риску гражданской ответственности за причинение вреда жизни составят:
А) автобусные перевозки в междугородном и международном сообщении  —
0, 0000537288
Б) автобусные перевозки в пригородном сообщении – 0, 0000078836
В) автобусные перевозки в городском сообщении – 0, 0000025486.
по риску гражданской ответственности за причинение вреда здоровью составят:
А) автобусные перевозки в междугородном и международном сообщении  —
0, 0008470570
Б) автобусные перевозки в пригородном сообщении – 0, 0001242879
В) автобусные перевозки в городском сообщении – 0, 0000401799.
по риску гражданской ответственности за причинение вреда имуществу:
А) автобусные перевозки в междугородном и международном сообщении  —
0, 0016049266
Б) автобусные перевозки в пригородном сообщении – 0, 0002354894
В) автобусные перевозки в городском сообщении – 0, 0000761291
Также документом предусмотрены максимальные тарифы на случай, если в договоре страхования полностью или частично исключаются основания освобождения страховщика от выплаты страхового возмещения.
Проект Постановления устанавливает, что в случае заключения договора страхования сроком более года и определении перевозчиком количества пассажиров к перевозке исходя из количества (оценки количества) перевезенных пассажиров за последний прошедший годовой период указанные минимальные и максимальные значения страхового тарифа в случае перевозок любым видом транспорта, кроме внутреннего водного, умножаются на СД/365, где СД – количество дней в сроке заключаемого договора.

Возвращаясь к страховой премии, отметим, что она подлежит уплате единовременно в момент заключения договора, если иной порядок им не предусмотрен. Она определяется по каждому риску в отдельности.
За несвоевременную уплату страховой премии страховщик вправе предъявить страхователю требование об уплате процентов.
В силу ч. 2 ст. 12 страховая премия или ее часть не может быть зачтена в счет выплаты страхового возмещения, за исключением случая получения страхового возмещения страхователем.

Франшиза

Правовое определение понятия франшиза содержится в статье 8 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда», согласно которой франшиза — это часть причиненного вреда, не возмещаемая по договору страхования.
Кроме того франшизой является доля собственного участия страхователя в возмещении ущерба, то есть это специальное условие, которое может быть установлено сторонами в договоре страхования.
Отметим, что согласно п. 5 ст. 8 закона № 67-ФЗ по рискам гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни или здоровью пассажиров в договоре обязательного страхования франшиза (часть причиненного вреда, не возмещаемая по договору обязательного страхования) устанавливаться не может.

Страховое возмещение. Основания освобождения страховщика от выплаты страхового возмещения
В соответствии с п. 1 ст. 964 ГК РФ если законом или договором страхования не предусмотрено иное, страховщик освобождается от выплаты страхового возмещения и страховой суммы, когда страховой случай наступил вследствие:
воздействия ядерного взрыва, радиации или радиоактивного заражения;
военных действий, а также маневров или иных военных мероприятий;
гражданской войны, народных волнений всякого рода или забастовок.
Статья 13 закона № 67-ФЗ в части 4 указывает, что данные основания освобождения страховщика от выплаты страхового возмещения могут быть исключены из договора обязательного страхования соглашением сторон, и предусматривает следующие основания освобождения:
умысел выгодоприобретателя;
если величина подлежащего возмещению по соответствующему страховому случаю вреда, причиненного имуществу потерпевшего, меньше установленной договором обязательного страхования франшизы или равна ей.

В силу п. 2 ст. 964 ГК РФ если договором имущественного страхования не предусмотрено иное, страховщик освобождается от выплаты страхового возмещения за убытки, возникшие вследствие изъятия, конфискации, реквизиции, ареста или уничтожения застрахованного имущества по распоряжению государственных органов.
Нормы ст. 964  Гражданского кодекса Российской Федерации диспозитивные, что означает, что основания освобождения страховщика от выплаты возмещения сторонами в договоре могут быть предусмотрены.

Заметим, что страховщик может также отказать в выплате страхового возмещения в том случае, если ему предъявлены не все документы, при условии, что лицо, предъявившее данное требование, не доказало факт наступления страхового случая и (или) размер подлежащего возмещению вреда (п. 5 ст. 13).

Перечислим документы, подлежащие предъявлению:
письменное заявление о выплате страхового возмещения в произвольной форме;
документы, исчерпывающий перечень и порядок оформления которых определяются Правительством Российской Федерации — должны содержать сведения о потерпевшем, произошедшем событии и его обстоятельствах, а также о характере и степени повреждения здоровья потерпевшего.

Тут следует учитывать такой момент: если право на получение страхового возмещения по одному страховому случаю имеют несколько выгодоприобретателей и один из них представил страховщику необходимые документы, другие выгодоприобретатели вправе не представлять повторно уже имеющиеся у страховщика и относящиеся к этому страховому случаю документы (ч. 3 ст. 14).
Отказать по другим основаниям страховщик не вправе.

  1.  Связаться с менеджером Компании любым удобным способом, как указано ниже
  2.  Получить у менеджера и заполнить заявление на обязательное страхование
  3.  Приложить к заявлению на обязательное страхование следующие документы: 
  • Сведения о транспортных средствах, допущенных к эксплуатации, по видам транспорта, указанным в заявлении на обязательное страхование;

  • Копия(-ии) лицензии(-ий) (и/или иных обязательных разрешительных документов) на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров видами транспорта, указанными в Заявлении на обязательное страхование;

  • Расчет количества перевезенных пассажиров и копии документов, обосновывающих расчет, по видам транспорта, указанным в Заявлении на обязательное страхование.

Срок договора обязательного страхования

В соответствии с ч. 4 ст. 8 Закона № 67-ФЗ срок действия договора обязательного страхования не может быть менее 1 года.

При перевозках на внутреннем водном транспорте срок действия договора обязательного страхования может быть менее года, но не может быть менее периода навигации.

Срок исковой давности

В соответствии со ст. 966 Гражданского кодекса РФ предусматривает общий срок исковой давности по требованиям, вытекающим из договора страхования риска ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, то есть три года.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Осаго96
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector