Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7(499)938-71-58 (бесплатно)
Регионы (вся Россия, добавочный обязательно):
8 (800) 350-84-13 (доб. 215, бесплатно)

Обоюдная вина в ДТП выплата по Осаго в 2020 году судебная практика и возмещение ущерба

Нормативная база

Разбор любой аварийной ситуации, в том числе и произошедшей по обоюдной вине производится на основании следующих нормативно-правовых актов:

  • Положений Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ);
  • Положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ);
  • Требований Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»;
  • Статей Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации в актуальной редакции (далее — ПДД);
  • Ведомственных нормативных актов, приказов и распоряжений.

Обоюдная вина при ДТП если нет страховки

После того, как госавтоинспектор зафиксировал страховое событие и вынес постановление о привлечении к административной ответственности обоих автомобилистов, обращение к страховщику за выплатой приведет к назначению компенсации в половинном объеме. Не всегда подобная трактовка является справедливой, и несогласная сторона вправе обратиться за пересмотром определения степени виновности в судебном порядке.

Такой порядок рассмотрения обращений за выплатами согласуется с федеральным законодательством. Ст. 22 ФЗ «Об ОСАГО» предоставляет возможность получения выплаты страхователем, признанным одновременно и пострадавшим, и виновным. Если автомобилист согласен с получением половины от реальной суммы расходов на восстановление машины, для страхового возмещения достаточно обращения к СК.

Равная виновность

Наиболее простой и часто используемый вариант решения вопроса с определением возмещения – равное распределение вины между обеими сторонами. Такая схема не требует дополнительных издержек на суд, возмещение предоставляется в стандартные установленные законом сроки. Иногда равная вина подтверждается и в ходе судебного разбирательства.

Фактическое значение равного принципа возмещения можно пояснить на следующем примере:

  1. В ДТП получили повреждения два транспортных средства.
  2. При оценке ущерба расходы на ремонт первого автомобиля составили 50 тысяч рублей, на второе транспортное средство – 40 тысяч рублей.
  3. Если установлена равная вина, то оба водителя получат выплату, равную половине расходов, определенных оценщиком: 25 тысяч и 20 тысяч рублей соответственно.
  4. Недостающая для восстановления машины сумма оплачивается из карманов обоих водителей.

Когда налицо явное несоответствие при определении серьезности проступка водителей, есть шанс добиться пересмотра условий страховой выплаты, перераспределив процент в большую сторону. В силу передачи прав на определение степени виновности судье, нельзя исключать риск того, что окончательный вердикт приведет к уменьшению суммы.

В то же время, судья обязан всесторонне рассмотреть ситуацию и определить, чья вина в происшествии и полученных повреждениях была больше, весомей.

Понять принцип определения выплаты по степени виновности водителя поможет следующий пример:

  • Ущерб, согласно оценке пострадавших авто, составил по 50 и 40 тысяч рублей.
  • Если в процессе судебного разбирательства была установлена неоднозначность вины сторон, и первый автомобилист признан виновным на 10%, в то время как второй виноват на 90% в произошедшем случае, соответственно, выплата на ремонт первой машины составит 50 000 х (100 – 10)/100 = 45 000 рублей. Нетрудно подсчитать, что в большей степени виновный водитель получит всего 40 000 х (100-90)/100 = 4000 рублей.

Подобный расчет согласуется с гражданским законодательством (п. 2 ст. 1083). Если определить точную степень вины каждого из участников ДТП не представляется возможным, ущерб компенсируется сторонам в половинном объеме, а вина признается равной. Так как суды склонны определять равную степень вины в ДТП по ОСАГО выплатам, только участие опытного адвоката поможет изменить положение сторон и снизить степень виновности.

Обоюдная вина в ДТП выплата по Осаго в 2020 году судебная практика и возмещение ущерба

Добиваясь рассмотрения в суде, нельзя исключать риска вынесения решения о невозможности определения виновного лица либо о признании вины обеих сторон, что автоматически предоставит страховщикам возможность отказать в компенсации. В подобном случае придется оспаривать отказ СК, причем идти, скорее всего, придется в суд.

В соответствии со статьей 12 так называемого закона «Об ОСАГО» выплаты потерпевшим в дорожно-транспортном происшествии производятся пропорционально степени вины. А степень вины рассчитывается в двух значениях:

  1. Равная.

Наиболее часто встречающийся вариант обоюдной вины при ДТП. Он устанавливается либо в суде, либо в тех случаях, когда расследование происшествия не дошло до суда. В таких случаях каждый участник аварии получает выплату, которая равна 50% ущерба ему причиненного.

Но бывают случаи, когда ущерб причиненный автомобилю настолько велик, что даже та сумма, которую страховая компания выплатит владельцу, превышает размер страховых выплат в обычных обстоятельствах. Здесь можно обратиться в суд и истребовать от участника ДТП необходимые деньги. Однако, сделать это можно будет только в размере 50% от общей суммы.

  1. Пропорционально вине.

В тех случаях, когда суд определил, что в произошедшем дорожном столкновении виноваты все участники, только в разной степени, то выплаты страховых сумм будут пропорциональны степени виновности.

Если рассмотреть предыдущий пример, и принять то, что в суде было определено, что первый водитель оказался виноватым на 10%, а второй на 90%, то выплаты будут сделаны в следующих размерах:

  • первый водитель получит – 54 тыс. рублей;
  • второй — 3 тыс. рублей.

Особенности выплат средств водителям по КАСКО определяются конкретными положениями договора страхования. Если дорожно-транспортное происшествие с обоюдной виной подпало под условия страхования и нет причин вынесения отказа, то вся страховая сумма будет выплачена в полном размере. Страховая компания не интересуется наличием вины потерпевшего.

Основания для отказа в выплате средств должны быть четко прописаны в договоре. При несоблюдении страховщиком своих обязанностей, водитель имеет право обратиться за помощью в суд.

Согласно требованиям статьи 3 ФЗ «Об ОСАГО» на территории Российской Федерации запрещается пользоваться транспортным средством без предварительной страховки гражданской ответственности.

В случаях, когда происходит ДТП по обоюдной вине и один или все участники происшествия не имеют страховки, то выплаты пропорциональные вине каждого водителя производятся из собственных средств.

В связи с тем, что на законодательном уровне проблема обоюдной виновности не рассматривается, страховщики используют следующие правила выплат по страховке ОСАГО:

  1. Выплата, положенная при наступлении страхового случая, делится на равные части между лицами, признанными виновными в столкновении. В связи с тем, что доказать степень виновности на суде – достаточно непростая задача, в большинстве случаев суд делит виновность на каждого участника в равных долях. Поэтому страховщики используют такую методику распределения страховых выплат.
  2. Недобросовестные страховые организации могут отказать в оплате страхового возмещения по ОСАГО. Страховщики мотивируют это тем, что нельзя определить степень виновности каждого участника аварии. Такие действия страховой признаются незаконными. Граждане, признанные виновными при ДТП, могут обратиться в судебную инстанцию с исковым заявлением на получение выплаты по ОСАГО.

Обоюдная вина в ДТП выплата по Осаго в 2020 году судебная практика и возмещение ущерба

Получение страхового возмещения на ремонт по КАСКО зависит от положений договора, заключенного между страховщиком и гражданином.

Обоюдная вина в ДТП выплата по Осаго в 2020 году судебная практика и возмещение ущерба

Если столкновение авто при обоюдной виновности является страховым случаем, то денежное возмещение выплачивается в полном объеме.

В соответствии с п. 22 ст. 12 ФЗ РФ «Об ОСАГО», страховая выплата должна быть обратно пропорциональна доле виновности гражданина. К примеру, если инициатор ДТП признан виновным на 70 %, то страховое возмещение покроет 30 % затрат на восстановление авто. Другой участник аварии получит 70 % выплаты по ОСАГО.

При этом суд опирается на п. 2 ст. 1083 гражданского законодательства. Закон определяет равную виновность граждан в случае, если нельзя установить иное.

В конце апреля 2019 года стали действовать корректировки в законе об ОСАГО. Теперь водитель, попавший в ДТП, может выбрать между денежной и натуральной методикой компенсации. При этом сумма возмещения определяется по обозначенному выше способу. При выборе ремонтных работ по ОСАГО вместо денежной выплаты сумму, не перечисленную страховой, гражданин оплачивает из своего кармана.

Если граждане, признанные виновными в ДТП, согласны с получением половины страховой выплаты по ОСАГО, то судебных разбирательств можно избежать. Участникам аварии следует обратиться в ГИБДД для получения документации об аварии. В ней должны быть обозначены проступки обоих участников, попавших в аварию. После сбора необходимой документации нужно обратиться в страховую.

Если один из водителей считает себя менее виноватым, то следует обратиться в суд. Для этого потребуется:

  • сообщить страховой об автомобильном происшествии;
  • написать исковое требование об определении степени виновности в суд и получить его решение;
  • направить судебный документ в страховую для получения выплаты соразмерно степени вины.

Иномарка

Потенциальному истцу стоит подготовиться к долгим судебным разбирательствам. Может потребоваться не один месяц. Прибегать к судебному разрешению споров рекомендуется, если:

  • работники ГИБДД не определили лиц, виновных в аварии;
  • автомобилю нанесен сильный урон, и водителю нужно потратить большое количество денег на восстановление по ОСАГО;
  • вина другого гражданина, попавшего в ДТП, очевидна.
Обоюдная вина в ДТП выплата по Осаго в 2020 году судебная практика и возмещение ущерба

При спорных моментах только через суд устанавливается степень вины владельцев авто, и только после вынесения решения производятся денежные выплаты.

Степени вины

Обоюдная вина при ДТП – термин во многом спорный и не имеющий четкого определения, которое было бы закреплено в Гражданском или Административном кодексах. Однако, как показывает практика, сотрудники ГИБДД и страховые компании часто используют данную форму вины при оценке аварийной ситуации. Итак, исходя из судебной практики, обоюдная вина в аварии – это такой результат происшествия, при котором каждый его участник тем или иным образом нарушил ПДД и подлежит привлечению к юридической ответственности в соответствии с КоАП РФ.

Предлагаем ознакомиться:  Электронный полис ОСАГО для юридических лиц онлайн — купить электронное ОСАГО для юр лиц

Но, необходимо знать, что как таковое нарушение ПДД участником дорожного движения, который попал в ДТП, не является прямым основанием для признания обоюдной вины. Так, согласно параграфа 2 ГК РФ возмещение вреда происходит пропорционально степени виновности участников. Другими словами, если нарушение к свершившемуся дорожно-транспортному происшествию не имеет отношения, то и вина не признается обоюдной. К примеру:

  • ДТП произошло из-за того, что один из водителей проехал перекресток на запрещающий сигнал. При этом второй водитель не имел право управлять транспортным средством. На лицо нарушение правил со стороны обоих. Виновным в аварии будет признан первый водитель, так как именно его нарушение стало непосредственной причиной происшествия.
  • ДТП произошло из-за того, что один водитель выехал на перекресток со второстепенной дороги, и остановился для того, чтобы пропустить людей на пешеходном переходе. Однако, тот, кто ехал по главной дороге существенно превысил скорость движения и подъезжая к перекрестку, не успел затормозить врезался в первого. В таком случае действия обоих водителей могут квалифицироваться как действия, которые непосредственно привели к столкновению.

Такая степень возникает тогда, когда все участники дорожного движения в равной степени способствовали совершению происшествия, с учетом следующих обязательных условий:

  1. Нарушение ПДД каждым участником движения.
  2. Наличие непосредственной связи допущенного нарушения каждым участником с событием происшествия.
  1. Равная тяжесть совершенных нарушений ПДД. Для того, чтобы определить равную тяжесть учитывается количество нарушенных положений Правил дорожного движения и строгость наказания за них, которая предусмотрена в КоАП. Если они примерно равны, то судья выносит решение о равной обоюдности вины в ДТП при наличии первых двух пунктов.

Данная степень определяется в тех случаях, когда один из участников нарушил правила как и второй, и оба нарушения стали причинами аварии, но действия первого менее грубее, чем второго. При принятии решения судья опирается на условия, что и при определении равной вины. Дело в том, что другой методики просто не существует, а в некоторых случаях определить степень виновности в ДТП того или иного водителя не сможет и высокопрофессиональный эксперт.

Ярким примером ДТП с различной степенью вины является тот случай, когда водитель неисправного автомобиля, остановившись на обочине, не выставил предупреждающего знака и не включил аварийную световую сигнализацию. Другой водитель, двигаясь в попутном направлении существенно превысив установленную скорость движения, не заметив сломавшийся автомобиль на дороге, въезжает в него. При этом:

  1. Правила дорожного движения, которые спровоцировали аварию, нарушили оба водителя: один не установил положенный знак остановки и не включил аварийную сигнализацию, а второй превысил скорость, не убедился в том, что ему ничто не препятствует и не сумел избежать ДТП.
  2. Нарушения первого водителя менее тяжкие. Ведь если бы другой участник аварии не превышал бы скорость, то скорее всего он смог бы избежать столкновения.

Таким образом, любой суд примет решение о различной обоюдной вине при ДТП.

Для водителя, который признан виновным в ДТП наступают неблагоприятные последствия, выраженные в возмещении материального ущерба и исполнения наказания. Иногда, когда произошедшее ДТП признается обоюдным, возникают ситуации, когда один из участников считает себя необоснованно обвиненным. Оптимальным способом восстановления законности для такого водителя становится оспаривание вины.

Стоит отметить, что участник дорожно-транспортного происшествия признается виновным в том случае, когда существует устойчивая причинно-следственная связь между нарушением ПДД и ДТП.

Процедура обжалования обоюдной вины при ДТП актуальна в следующих случаях:

  1. Несогласие участника ДТП с актом, который содержит выводы по нарушению правил.
  2. Отсутствие четкой причинно-следственной связи между нарушением ПДД и ДТП.
  3. Нарушение процессуальных правил и требований лицом, которое выносит постановление по делу.

Само по себе обжалование может происходить в следующем порядке:

  • Досудебное – посредством жалобы вышестоящим органам управления ГИБДД.
  • Через суд.
  • В гражданском процессе.

Для того чтобы доказать обоюдную вину в суде, нужно использовать доказательства, полученные после аварии:

  • фотоснимки, видеоролики;
  • документацию, выданную ГИБДД;
  • свидетельские показания;
  • в центре гидрометеорологии можно получить свидетельство о погоде в день аварии, если это имеет значение;
  • заключения экспертов (можно пригласить их в суд).

Закон ОСАГО предполагает, что получить компенсацию можно при условии невиновности водителя, управлявшего поврежденным авто. Поэтому так важно после произошедшего столкновения правильно определить вину той или иной стороны. Тем не менее, во многих авариях определяется целый спектр нарушений, совершенных обеими сторонами. В данном случае, речь идет об обоюдной вине по ОСАГО.

Ни гражданское законодательство, ни ФЗ «Об ОСАГО» не содержит определений термина обоюдной вины, однако на практике в 2020 году представители Госавтоинспекции подобную формулировку используют часто, как и страховые компании. Таким образом, на практике обоюдная вина (или обоюдка) применяется для ситуаций, когда ДТП возникло в результате нарушения ПДД обоими водителями. То есть когда найти единственного виновника не представляется возможным.

При вынесении решения о возможности компенсации, если установлена обоюдная вина, и у одного участника нет полиса, руководствуются стандартным принципом действия ОСАГО. Застрахованный вправе рассчитывать на покрытие расходов через СК, с дальнейшим регрессным иском о взыскании потраченных сумм с водителя, не имевшего страховку.

Когда вина при ДТП признается обоюдной?

Обоюдная вина в дорожно-транспортных происшествиях возникает в следующих случаях:

  1. Событие ДТП является следствием таких обстоятельств, при которых точно определить степень виновности участников не представляется возможным. Чаще всего это случается в зонах движения с нерегулируемыми условиями, например ДТП на парковках, стоянках и т.п.
  2. Результатом ДТП является такое стечение обстоятельств, при котором вина участников определена в точности, при этом именно их обоюдные действия стали причиной происшествия.
  3. Случаи, когда все стороны при оформлении ДТП согласились со своею обоюдной виновностью.

Обоюдная вина при ДТП: что это значит

Обоюдная вина граждан подразумевает оформление протоколов о совершении административного проступка в отношении нескольких лиц, участвовавших в ДТП. В таком происшествии потерпевшая сторона отсутствует. Каждый участник аварии является виновным в определенной степени из-за нарушения ПДД.

Если работник ГИБДД установит, что каждый гражданин, попавший в аварию, нарушал ПДД, то степень виновности для всех будет одинаковой. Выяснять размер вины каждого участника аварии может только суд. Водителю, который хочет установить степень виновности, следует оформить исковое требование в судебную инстанцию. Отвечающими сторонами будут страховая организация и другие участники ДТП.

На дорогах встречаются случаи, когда оба водителя нарушили ПДД. При этом инициатором аварии выступил один из них. К примеру, перед пешеходным переходом остановился водитель, находящийся за рулем авто в состоянии алкогольного опьянения. В него врезалась другая машина. Виновным в аварии будет признан водитель автомобиля, который въехал в авто нетрезвого гражданина. Последний не мог стать виновником столкновения в данной ситуации.

Обоюдная вина в ДТП выплата по Осаго в 2020 году судебная практика и возмещение ущерба

Термин «обоюдная вина» нигде не прописан, им могут обозначить случившееся только инспекторы ГИБД, когда ими были зафиксированы нарушения от обоих шофёров.

Застрахованный водитель имеет право на возмещение ущерба по ОСАГО. Но такое право распространяется исключительно на невиновного страхователя. Значит, самым распространенным случаем считается автокатастрофа, в которой одно лицо является потерпевшим, а второе виновным.

Естественно потерпевшие должны обращаться в страховую компанию и ждать возмещения ущерба. Но иногда, оба водителя считают себя потерпевшими, а значит и в равной мере считаются виновниками. Следовательно, когда оба участника ДТП и сотрудник ГИБДД не способны установить виновность сторон, то она станет обоюдной.

Обоюдная вина в ДТП выплата по Осаго в 2020 году судебная практика и возмещение ущерба

Но даже здесь стоит различать степень виновности, поскольку в законе об ОСАГО и КоАП РФ подобных случаев не предусмотрено. Значит, по закону участники ДТП бывают виновны оба, но степень их причастности к происшествию разная.

В случае ситуации на дороге, где оба автовладельца признаны виновными в ДТП, обоим водителям независимо от того, считают ли они себя инициаторами происшествия, необходимо действовать по правилам.

Следовательно, даже в случае обоюдной виновности, автокатастрофу нужно оформлять по стандарту, за одним маленьким исключением. То есть, во время составления протоколов и постановлений ГИБДД, надо настаивать на невиновности, даже если это не так. Поскольку после, в момент административного разбора, получится что не оба виноваты, а только один.

Вообще, чтобы выплата ОСАГО при обоюдной вине полагалась каждому из водителей в равной доле, надо:

  • Остановиться и не убирать машину до момента прибытия сотрудников дорожной полиции, выставив аварийные знаки и включив сигналы по правилам;
  • Для подтверждения невиновности в суде, зафиксируйте повреждения самостоятельно. Обязательно сохраните запись видеорегистратора, а без него сфотографируйте место происшествия и поврежденные автомобили на телефон;
  • Вызывая сотрудников Госавтоинспекции, не забудьте оповестить о ДТП и страховую компанию;
  • В случае выписки сотрудником ГАИ штрафов ГИБДД только вам, нельзя соглашаться с этим. Подобные действия сотрудников дорожной полиции автоматически лишают вас права на получение выплаты по ОСАГО.
Предлагаем ознакомиться:  Где застраховать квадроцикл по осаго

Сразу необходимо отметить, что в Законе об ОСАГО и Гражданском кодексе нет определения понятия «обоюдная вина». Оно появилось со временем у сотрудников страховой компании и ГИБДД.

Под «обоюдкой» понимают, что каждый участник аварии нарушил правила дорожного движения. Именно поэтому в отношении каждого возбуждается административная ответственность, согласно которой сотрудник ГИБДД выписывает постановление.

В постановление обязательно должно быть зафиксировано:

  • какое правило нарушил участник движения;
  • какое наказание, в рамках закона, предусмотрено за его нарушение.

При, так называемой, обоюдной вине по ОСАГО нет ни виновного, не пострадавшего, поскольку все получили ущерб в результате нарушений ПДД.

Как правильно оформить обоюдку

Обоюдная вина в ДТП выплата по Осаго в 2020 году судебная практика и возмещение ущерба

Необходимо принимать во внимание, что аварийный случай, в котором оба виновны. Оформляется по стандартной схеме. Самое главное – это не паниковать и сделать все, что прописано в правилах страхования.

Как правильно зафиксировать аварию:

  1. Первым делом необходимо остановится и оставить машину в неподвижном состоянии.
  2. После следует включить сигнал аварийной остановки и выставить знак, как минимум на расстоянии 15 метров от автомобиля. Знак необходим для того, чтобы предупредить других водителей о преграде. Если этого не сделать, придется заплатить штраф в размере 1 000 рублей.
  3. Если в результате ДТП откололись детали, то категорически нельзя их поднимать. Все должно остаться неизменным до тех пор, пока уполномоченный сотрудник ГИБДД не зафиксирует аварию.
  4. Если в результате аварии есть пострадавшие, то следует незамедлительно вызвать скорую помощь.
  5. После необходимо вызвать сотрудника ГИБДД или аварийного комиссара. Необходимо учитывать, что услуги последнего обойдутся примерно в 1000 рублей.
  6. Пока едут сотрудники ГИБДД записать все персональные данные второй стороны и сфотографировать место ДТП с ТС, которые получили ущерб. Дополнительно следует взять координаты свидетелей. Не лишним будет уточнить, если ли камеры видеонаблюдения, которые могли зафиксировать страховой случай.
  7. В случае обоюдной вины необходимо составить европротокол, в котором указать все данные каждой стороны и нарисовать схему.
  8. После того как сотрудники ГИБДД все зафиксируют, можно садиться за руль своего транспортного средства и покидать место ДТП.

Оформление аварии, в которой пострадали и признаны виновными обе стороны, оформляют по стандартной процедуре с вызовом представителя ГИБДД. Порядок действий при обоюдной вине в ДТП следующий:

  1. Водители останавливают транспортные средства и, по возможности, включают аварийку.
  2. Выставляется знак аварийной остановки на расстоянии за 15-30 м от поврежденного автомобиля (в населенном пункте расстояние меньше, на трассе знак ставят дальше).
  3. Нельзя трогать и передвигать предметы, которые имеют отношение в ДТП.Обоюдная вина в ДТП выплата по Осаго в 2020 году судебная практика и возмещение ущерба
  4. Пострадавшим при необходимости оказывают первую медицинскую помощь. Далее вызывают скорую и представителя ГИБДД. Связываются со своей страховой компанией, извещая о ДТП, получают консультацию о дальнейших действиях.
  5. В процессе ожидания собирают максимум информации, которая позволит затем доказать свою позицию перед страховщиком. Место аварии и пострадавшие транспортные средства фотографируют. У второго виновного водителя берут контактные данные и фотографируют права, паспорт машины, страховой полис. Данный этап особенно важен, если впоследствии придется отстаивать свои интересы в суде. В качестве документальных доказательств могут использоваться фотоснимки или запись видео.
  6. Отдельное внимание при съемке обращают на следующие детали: расположение одного автомобиля относительно другого, на фоне дорожных знаков, разметки, указателей, других предметов, имеющих отношение к дорожной инфраструктуре и опознанию конкретного места, тормозной путь обоих авто и др.
  7. Правильно определить виновность позволит составленная и подписанная совместно со вторым участником схема ДТП.
  8. Если машины мешают транспортному потоку, проезжая часть освобождается, сразу после подписания схемы ДТП и съемки места события.
  9. Желательно найти свидетелей, записать их контактную информацию, попросить дать показания в присутствии представителей Госавтоинспекции, обсудить возможность дачи показаний на суде.
  10. По приезду инспектора ГАИ водители активно участвуют в составлении документов: схемы происшествия, протоколах о правонарушениях (при обоюдной вине – на двоих водителей), иных бумаг.
  11. Полученные от инспектора документы, вместе с документами водителя и на автомобиль передают в СК вместе с заявлением о наступлении страхового случая. Перед передачей пакета бумаг рекомендуется сделать нотариально заверенные копии.
  12. При несогласии с равным распределением вины, готовят иск об определении степени виновности. В таком случае выплата будет определена по указанию суда, а страховщик получит предписание организовать получение страхового возмещения.

Результат определения степени виновности на суде во многом зависит от правильного оформления документов и полноты представленных доказательств. Если возникли сомнения в справедливости определения виновного, следует тщательно контролировать вносимую инспектором информацию о ДТП, в том числе при составлении схемы аварии, детальном описании полученных повреждений и др.

Нужно учитывать, что судебное решение распространяется и на определение степени вины, и на определение виновника ДТП. В случае если судья посчитает невозможным выявить виновника вообще, права на компенсацию по ОСАГО аннулируются, так как не соблюдается главный принцип автогражданки – получение возмещения только невиновной стороной.

Теперь мы разобрались, если обоюдка, будет ли выплата. Законодательство прямо устанавливает возможность компенсации при наличии одновременно условий невиновности и вины участника аварии.

Процедура оформления ДТП при обоюдной вине водителей не отличается от аварии с виновным и потерпевшим. Вызов работников ГИБДД является обязательным. Порядок действий при ДТП зафиксирован в договоре на ОСАГО. Водителям стоит сохранить самообладание и приступить к действиям, предусмотренным ПДД для таких ситуаций:

  1. Заглушить мотор автомобиля сразу после ДТП.
  2. Включить аварийные сигналы и установить знаки аварийной остановки. Если столкновение случилось в пределах населенного пункта, то знаки устанавливаются на расстоянии не ближе 15 м от машины. В случае аварии на загородной трассе знаки устанавливаются не ближе, чем 30 м от автомобилей. Установка знаков осуществляется для того, чтобы предупредить прочих участников движения о наличии неподвижной преграды на дороге. За несоблюдение порядка аварийной остановки на лиц, попавших в ДТП, будет оформлено постановление о совершении административного проступка. Нарушителю придется уплатить дополнительный штраф в размере 1 тыс. руб.
  3. Детали, отколовшиеся от авто и прочих объектов в результате ДТП, трогать руками и перемещать запрещается.
  4. При наличии пострадавших лиц им должна быть оказана первая помощь. Если урон здоровью серьезный, то надо звонить в скорую.
  5. Связаться с работниками ГИБДД и сообщить об аварии.
  6. Узнать персональную информацию о другом водителе. Необходимо выяснить его ФИО, сделать фото удостоверения водителя, бланка ОСАГО, техпаспорта.
  7. Сообщить своему страховщику о возникновении инцидента с 2-мя виновными. Сотрудник страховой попросит сообщить место аварии и ее время. Также он может дать рекомендации по дальнейшим действиям. При необходимости на место ДТП приедет работник страховой.
  8. Сделать фото- либо видеосъемку случившегося. На камеру необходимо зафиксировать:
  • местоположение автомобилей после ДТП по отношению друг к другу, дорожным знакам и разметке, окружающим объектам (номера и названия улиц, магазинные вывески и прочее);
  • госномера всех авто, участвующих в ДТП;
  • обломки, оставшиеся на дороге и прилегающем участке в результате аварии;
  • путь торможения каждого автомобиля;
  • местность, где произошло ДТП.
  1. Нарисовать схему аварии вместе с другим участником и заверить ее подписями.
  • Если обустроить объезд места столкновения проблематично, то следует расчистить дорогу. Но сделать это можно после того, как составлена схема и проведена детальная фото- и видеосъемка.
  • Найти лиц, кому пришлось стать свидетелями происшествия. Следует узнать их ФИО и номер мобильного для связи. Попросить их дождаться работников ГИБДД для дачи показаний и пригласить на суд.
  • Ждать работников ГИБДД и участвовать в формировании документации на ДТП.
Обоюдная вина в ДТП выплата по Осаго в 2020 году судебная практика и возмещение ущерба

При оформлении документов на месте дорожного инцидента нужно зафиксировать не только характер повреждений, но и причины ДТП.

Такая последовательность действий поможет гражданам выполнить требования закона о ПДД и избежать штрафа за его нарушение.

Поскольку наше законодательство никак не регулирует вопросы, связанные с обоюдной виной в ДТП, страховые компании решают проблему с выплатами по ОСАГО в подобных случаях очень просто:

  • Компенсируют каждому потерпевшему-виновнику по 50% ущерба, поскольку сложившаяся на данный момент судебная практика диктует именно такое развитие ситуации. Суды при этом основываются на закрепленной в ГК РФ норме (ст. 1083), что в случае невозможности установления степени вины, она автоматически признается равной. В то время, как доказать обратное, т.е. «неравность» оказывается порой очень сложно.
  • Отказывают в выплате всем заявителям, объясняя это невозможностью установить степень вины каждого участника ДТП. Зачастую при этом страховщики прекрасно осознают неправомерность своих действий и просто надеются, что клиенты не пойдут доказывать свою правоту в суд.

Между тем, справедливость и п. 2 ст. 1083 ГК РФ требуют, чтобы выплаты каждой стороне производились пропорционально степени вины. Теоретически никто с этим не спорит. Только вот установить меру истинной виновности и убедить в этом суд весьма непросто. Суды, как правило, идут по пути наименьшего сопротивления – присуждают участникам аварии выплаты в равных долях. Впрочем, изредка случается, что при участии «виртуозных» адвокатов страховые компании обязывают произвести выплату в ином, чем 50 на 50 процентном соотношении, например, 90% на 10%, 80% на 20% и т.д. Но в реальности, даже если очевидно, что виновность одной из сторон гораздо меньше, чем другой, и есть шанс добиться большей выплаты, редкие автовладельцы готовы бороться до победного конца. Особенно из-за небольших сумм.

Предлагаем ознакомиться:  Где подешевле застраховать осаго

В случаях обоюдной вины большинство водителей с легкостью соглашаются на предложение страховой компании о половинчатой компенсации: «лучше синица в руках, чем журавль в небе». Одним словом, «обоюдка» выгодна страховой компании, поскольку правовая неразбериха оставляет ей немалое пространство для маневра. Что же касается порядка выплаты 50/50, поясним на примере. Водитель А получил ущерб на 50 000 рублей, а водитель В – на 100 000 рублей. В случае признания обоюдной вины, они, соответственно, получат 25 000 и 50 000 рублей.

Подводные камни нюансы оформления обоюдки

Что касается определения суммы выплаты, то на практике она составляет 50/50. Страховщики и представители суда предпочитают делить вину и сумму в равной части. На практике после принятия документов выносится моментальное решение, которое предлагают подписать всем участникам движения.

Способы выплаты

В настоящее время, в рамках закона, предусмотрены два способа получения выплаты:

  • в денежной форме;
  • путем направления на станцию.

Однако второй вариант используется на практике крайне редко. Направление на ремонт сегодня получают только жители крупных городов, таких как Москва или Санкт-Петербург. В регионах пока работают по старой отлаженной схеме, когда сумма ущерба определяется по итогам оценки независимого эксперта.

Основной камень преткновения в урегулировании факта автокатастрофы – нежелание второй стороны признавать причастность к происшествию. Часто сами сотрудник дорожной полиции не в состоянии определить степень вреда водителя. Но в судебной практике даже предварительное решение ГАИ не играет роли, поскольку учитывается множество иных нюансов способных перевернуть все дело с ног на голову и потерпевший окажется таким же виновником.

В судебной практике тоже встречаются сложные ситуации, когда судья не способен точно определить степень причастности к катастрофе водителей. В подобных ситуациях виновность делится поровну, 50 на 50.

Пошаговая инструкция оформления обоюдного ДТП:

  1. Заглушите двигатель, поставьте автомобиль на стояночный тормоз, включите световую сигнализацию и выставьте знак аварийной остановки.

    В темное время суток на проезжей части или обочине необходимо быть одетым в куртку или жилет-накидку с элементами световозвращающего материала, соответствующих требованиям ГОСТа 12.4.281-2014. (ПДД пункт 2.3.4)

  2. Позвоните в ГИБДД, сделать это можно по горячей линии.
  3. Попробуйте самостоятельно отыскать свидетелей происшествия, зафиксируйте повреждения и расположение машин на фотоаппарат, по возможности спросите у других участников движение записи с видеорегистраторов.
  4. По прибытии сотрудников ГИБДД максимально полно расскажите им о событии и проследите за тем, чтобы ваши слова были в точности занесены в протокол.
  5. Исходя из обстоятельств аварии, настаивайте на своей невиновности.

Если есть уверенность в том, что столкновение спровоцировано другим участником, то придется обращаться в суд, где необходимо будет отстаивать свою позицию.

Если еще остались спорные вопросы, вы также можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам:

7 (499) 938-50-82

Москва;

7 (812) 425-68-16

Санкт-Петербург;

7 (800) 350-14-96

Бесплатный звонок для всей России.

При незначительных повреждениях автомобилей и отсутствии пострадавших можно будет составить «Европротокол» не вызывая сотрудников ГИБДД.

В тех случаях, когда оформлением результата аварии занимается инспектор ГИБДД, необходимо ненавязчиво проследить за его работой, в особенности обратить внимание на составление следующих документов:

  1. Справка о дорожно-транспортном происшествии для каждого участника.
  2. Протокол, в котором должны быть отражены:
  • схема расположения автомобилей;
  • расстояния от отсчетных точек;
  • описание повреждений;
  • объяснения водителей, очевидцев.
  1. Постановление о правонарушении с указанием конкретной статьи КоАП РФ.

Непосвященному человеку может показаться, что если совершено ДТП по обоюдной вине, то участники аварии друг другу ничего не выплачивают, а виновность и затраты на ремонт как бы уравновешиваются. Однако это в корне неправильное мнение. Пункт 22 статьи 12 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» говорит о том, что выплачивать деньги за нанесенный вред должны страховые компании в точном соответствии с выясненной судебными органами степенью вины каждого из участников дорожно-транспортного происшествия.

Если степень виновности невозможно определить даже в суде, то страховые компании, которые страховали ответственность водителей, возмещают имущественный ущерб в случае ДТП в равных размерах.

Таким образом, выплата ущерба при ДТП с обоюдной виной производится в обычном порядке без предоставления дополнительных документов и доказательств. При назначении выплат учитываются следующие обстоятельства:

  • для того, чтобы рассчитать правильно выплаты принимается во внимание степень виновности участников аварии;
  • основанием для производства выплат является решение суда;
  • если судья не смог определить степень вины участников происшествия, то выплаты производятся в равных долях.

Обоюдная вина при ДТП с пострадавшими

Если в дорожно-транспортном происшествии, которое произошло по обоюдной вине есть пострадавшие или даже погибшие, то в зависимости от тяжести вреда здоровью, для водителей, виновных в происшествии наступает административная или уголовная ответственность.

В соответствии с положениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 25 от 23.06.2015 года административную или уголовную ответственность, в том числе и лишение свободы, будут нести оба участника дорожного происшествия.

  • За вред, который причинён самому себе, наказание нести не придётся, а вот другой виновник ДТП будет отвечать в зависимости от степени вины.
  • За вред, причинённый постороннему участнику движения или пассажиру при обоюдном ДТП отвечать будут оба водителя, виновных в аварии.

Примеры судебной практики

Мнение эксперта

Миронова Анна Сергеевна

Юрист и адвокат по автомобильному праву. Специализируется на административном и гражданском праве, страховании.

В подавляющем количестве случаев суд признает равную степень вины участников аварийного происшествия. Чтобы добиться иного результата, заинтересованному гражданину потребуется доказать ничтожность своей вины. Для этого лучше воспользоваться услугами юристов в области автомобильного права.

Если суд не обнаружит фактов, по которым можно определить большую степень вины ответчика, то виновность делится между участниками поровну. Страховое возмещение выплачивается в равных долях. Поэтому рекомендуется настаивать на полной виновности другого гражданина, участвовавшего в столкновении. Также эксперты советуют указывать в исковом требовании страховую в роли ответчика (наряду с другим участником столкновения).

Судебная практика изобилует делами, в которых рассматриваются дорожно-транспортные происшествия, произошедшие по обоюдной вине.

  • В апреле 2017 года Волжским районным судом г. Самары было вынесено заключение по делу о возмещении ущерба после ДТП по обоюдной вине. Один водитель транспортного средства нарушил правила проезда перекрестков, а второй превысил установленную скорость движения. Тот водитель, который превысил скорость не согласился с обоюдной виной, при которой ответственность накладывается в равных долях и потребовал распределит вину в пропорциях 10 к 90%. Водитель, который нарушил правила проезда перекрестка, на основании заключений эксперта смог доказать в суде, что если бы второй водитель не превысил скорость, то он смог бы избежать ДТП. В результате суд оставил решение об обоюдной вине в равных долях без изменения.
  • В июле 2017 года Советским районным судом г. Тулы было вынесено заключение по следующему делу. В ДТП, которое произошло в начале 2017 года был признан водитель, не уступивший дорогу транспортному средству, которое двигалось по главной дороге. Факт, который свидетельствовал о том, что автомобиль на главной дороге двигался с существенным превышением скорости сотрудниками ГИБДД во внимание не принимался. После проведения всех страховых расчетов потерпевший обратился в суд с иском о взыскании с виновника недостающих на ремонт автомобиля средств. Однако, в суде виновник ДТП представил данные, которые свидетельствовали о превышении скорости потерпевшими, после чего суд принял решение признать ДТП, как совершенное по обоюдной вине и уменьшить сумму взыскания в два раза.

Некоторые нюансы

  • Оформление европротокола.

Часто возникает вопрос, можно ли оформить европротокол, если оба участника ДТП являются виновниками? В соответствии со статьей 12 Закона «Об ОСАГО» и положениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 25 от 23.06.2015 года выплаты при обоюдной вине производятся в равных долях, если судом не установлено пропорциональное соотношение вины. Кроме того, для осуществления страховых выплат документов от ГИБДД не требуется.

В соответствии с ПДД РФ оставить место дорожного происшествия можно в тех случаях, когда составлен европротокол или тогда, когда составлена схема ДТП и оба водителя направились на ближайший пункт ДПС для дальнейшего оформления.

Автор статьи: Рокотов Леонид

Автоюрист. Стаж работы 11 лет в судах общей юрисдикции по вопросам, связанным с возмещением ущерба от ДТП, с возмещением ущерба в порядке регресса. В настоящее время является старшим преподавателем на кафедре Гражданского процесса. Его колоссальный опыт и знания в этой области помогают читателям портала избежать необоснованных трат и рисков.

Автор статьи: Рокотов Леонид

Автор статьи: Рокотов Леонид недавно публиковал (посмотреть все)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Осаго96
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector