Странный отказ
своим плохим самочувствием, неработающим лифтом и т. д. Тут важно понимать, что по закону врач может отказаться (это предусмотрено ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан») подниматься к пациенту, но только в том случае, если такой отказ непосредственно не угрожает жизни пациента и здоровью окружающих.
При этом сам пациент или его родственники могут на месте взять с врача письменный отказ от оказания медицинской помощи в двух экземплярах. Один из них остаётся у них, другой доктор обязан отнести своему руководству, т. к. в этом случае именно руководитель клиники, основываясь на всё том же законе, должен помочь человеку выбрать другого врача.

Кто поможет пациенту? Нормальный диалог способен погасить конфликт
Как правило, после начала разговора о письменном отказе у врача появляются новые силы для надлежащего исполнения своих трудовых обязанностей. Но если истинные причины, по которым врач отказывает, всё-таки невозможно устранить в короткие сроки, то пациенту или его родственникам стоит позвонить в медицинскую организацию и вызвать другого специалиста, сообщив, что прибывший доктор осматривать пациента и оказывать медицинскую помощь отказывается. Не забывайте: если врач отказывается оказывать вам помощь, это не значит, что вы лишаетесь права на её оказание.
В случае если процесс затягивается, а помощь вам всё ещё не оказывают, можно обратиться с письменным заявлением на имя руководителя медицинской организации (или её подразделения), объяснить ситуацию и попросить оказать помощь или предоставить письменный и обоснованный отказ. В конце заявления никогда не мешает оставить строчку о том, что при отсутствии или неэффективности принятых мер вы оставляете за собой право обращаться в органы ОМС, региональный департамент здравоохранения, прокуратуру и суд.
Не волнуйтесь: отказать письменно гораздо сложнее, чем на словах, и, чтобы не привлекать к себе излишнего внимания, руководство медицинской организации пойдёт вам навстречу. Если нет — будьте последовательны и обращайтесь туда, куда обещали. Дело выигрышное, и вам не только окажут полагающуюся помощь, но и выплатят компенсацию за причинённый вред здоровью и чувству собственного достоинства.
В случае со скорой помощью всё проще. Согласно п.2 ст. 11 Закона N 323-ФЗ, медицинская помощь в экстренной форме оказывается медицинской организацией и медицинским работником гражданину безотлагательно и бесплатно. Отказ в её оказании не допускается. Главное, настаивайте на оказании помощи и не подписывайте отказ, если не уверены, что с вами или вашим родственником действительно всё будет в порядке после ухода врачей.
Надо ли требовать, чтобы врачи мыли руки
Правила классического осмотра пациента подразумевают чистые руки врача. Врач обязан вымыть руки с мылом перед осмотром пациента и после него. Если условия этого не позволяют, или по каким-либо причинам родственники или пациент не предоставили доступа к источнику чистой воды и мылу, то врач может обработать руки антисептиком, если таковой предусмотрен его руководством и выдан ему медицинским учреждением.
Если нет ни воды, ни мыла, ни антисептика, он всё равно проведёт осмотр, хуже не будет, если, конечно, вы не откажетесь от оказания медицинской помощи врачом с немытыми руками. Здесь, конечно, мы не говорим о хирургической помощи при нарушениях целостности кожного покрова. Такая помощь оказывается только в условиях соблюдения всех правил: нужны асептики и антисептики, которые праткически невозможно найти дома.
Оставляют ли медики какие-либо препараты?
Врач скорой помощи обязан не более чем за 20 минут прибыть на место после вызова и не более чем за 20 минут госпитализировать больного в специализированное учреждение или оказать помощь на месте. Если вам не рекомендовали госпитализацию, и вы остаётесь дома, то должны понимать, что критерием качества работы врача скорой помощи является улучшение самочувствия больного в результате его действий.
Если вам стало лучше, и врач уверен, что госпитализация не требуется, смело следуйте его советам. Иногда врачи скорой помощи оставляют лекарства, которые следует пить в соответствии с их рекомендациями. В наиболее сложных случаях врачи скорой оставляют «актив» в вашей поликлинике. Это значит, что сейчас ваше состояние стабилизировалось, но оно может ухудшиться, поэтому в течение суток к вам придёт ваш участковый терапевт, чтобы вас проведать и скорректировать терапию, назначенную врачом скорой помощи.
Главное, запомните золотое правило: если врач уверяет вас, что необходимости в приёме лекарств нет, не требуйте назначить вам их или оставить. Иначе вы, скорее всего, навредите собственному здоровью.

Мифы об ОМС. Что покрывает страховка?
Документы при обращении в поликлинику
Обращаясь в поликлинику, пациент должен иметь документ, удостоверяющий личность (обычно это паспорт), и полис обязательного (или добровольного) медицинского страхования. Если медицинское учреждение коммерческое, достаточно паспорта и договора на оказание медицинских услуг. Дома достаточно показать врачу полис ОМС.
Открою маленький секрет: если талона у вас нет, или запись к врачу на месяцы вперёд, что, к сожалению, пока ещё не редкость, то вы можете попросить принять вас, если будет свободное время. Как правило, на вежливую и справедливую просьбу ни один уважающий себя врач не откажет. Вам придётся довольно долго (иногда и несколько часов) прождать у кабинета, но вас примут.
Обычно у врача появляется окно, если кто-то не пришёл в назначенное время, или он задержится на работе специально, чтобы помочь вам. Но не забудьте, что врач не обязан принимать вас без записи, если вашей жизни и здоровью ничего в данный момент не угрожает. Не требуйте приёма и платите добром за добро.
Невозможно добраться на исследование
не стесняйтесь обратиться к сотрудникам медицинского учреждения или к врачу с просьбой доставить вас на исследование. Транспортировкой больных в медицинских учреждениях обычно занимается младший медицинский персонал. Если такового нет, это повод для написания жалобы руководству медицинской организации (или её филиала), обращения в фонд обязательного медицинского страхования (его телефон есть в вашем полисе) или жалобы в региональный департамент здравоохранения и прокуратуру.
Помните, что при назначении методов исследования врач обязан указать способ транспортировки больного к месту проведения этого исследования с учётом тяжести состояния и возможных осложнений течения заболевания, а руководство медицинского учреждения обязано организовать безопасную транспортировку на основании рекомендаций врача.

Кто защитит пациента? Клинические рекомендации улучшат качество медпомощи
Жалобы
Если вас не устраивает качество оказанной вам медицинской помощи, в первую очередь обращайтесь с заявлением на имя руководителя медицинского учреждения непосредственно в его приёмную. Заявление с кратким изложением сути произошедшего, указанием фамилий и должностей участников происшествия и просьбами принять меры (не забудьте указать, что именно вы просите), должно быть написано в двух экземплярах.
Если меры не будут приняты, или они вас не устроя, то это повод подать жалобу на действие (бездействие) не только персонала, но и руководства медицинской организации (или её филиала): это уже более серьёзное нарушение, которое наверняка заинтересует региональный департамент здравоохранения и вашу страховую организацию, которая выдавала полис.
Если результата нет, обращайтесь в прокуратуру и суд. Но, как правило, все конфликты разрешаются на уровне жалоб главному врачу. Никто не хочет выносить сор из избы.