Как учитывать расходы на страхование в бухгалтерском учете — Бухонлайн || Как учесть страхование имущества

Новая редакция

Еще год назад Минфин России выпустил в свет приказ от 24.12.10 № 186н. Приказ внес изменения в ряд нормативных актов, которые регулируют порядок ведения бухгалтерского учета. И хотя эти изменения вступили в силу с 1 января 2011 года (об этом финансовое ведомство писало, в частности, в письме от 14.06.11 № 07-02-06/106), споры по поводу порядка применения некоторых из них велись в течение всего года.

В частности, одним из самых непонятных изменений стало введение новой редакции пункта 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н (далее — Положение). Напомним, этот пункт определяет порядок и условия отражения в учете расходов будущих периодов.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpress

Прежняя редакция этого Положения, которая действовала до 2011 года, позволяла классифицировать в составе расходов будущих периодов любые расходы, фактически осуществленные организацией, если они относились к следующим отчетным периодам.

Отметим, что этот порядок содержится и в пояснениях к счету 97 «Расходы будущих периодов», приведенных в Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н).

Кроме того, «прежний» порядок корреспондировал и с пунктом 19 ПБУ 10/99 «Расходы организации», в котором сказано, что расходы признаются в отчете о прибылях и убытках с учетом связи между произведенными расходами и поступлениями (соответствие доходов и расходов), а также путем их обоснованного распределения между отчетными периодами, когда расходы обуславливают получение доходов в течение нескольких отчетных периодов и когда связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем.

Так, «типичными» расходами будущих периодов, наиболее часто встречавшимися на практике, были:

  • расходы на приобретение неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (в первую очередь — компьютерное программное обеспечение);
  • расходы на страхование (как имущественное, так и личное);
  • расходы на получение разного рода сертификатов и разрешений на товары, продукцию, работы, услуги.

С 1 января 2011 года действует новая редакция пункта 65 Положения. Она звучит так: «Затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе в соответствии с условиями признания активов, установленными нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету, и подлежат списанию в порядке, установленном для списания стоимости активов данного вида».

Предлагаем ознакомиться:  РЕСО-Гарантия: вход в личный кабинет и регистрация

При этом какие бы то ни было разъяснения Минфина России по поводу порядка применения новой нормы отсутствовали — ведь финансовое ведомство такие разъяснения в части бухгалтерского учета давать не обязано.

В этой связи наиболее распространенной была следующая точка зрения: затраты организации могут отражаться в составе расходов будущих периодов только в том случае, если такой порядок отражения прямо предусмотрен тем или иным нормативным актом.

В частности, прямое указание на отражение в составе расходов будущих периодов предусмотрено для:

  • платежей за предоставленное право использования результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, производимых в виде фиксированного разового платежа (п. 39 ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов»);
  • расходов по договору строительного подряда, понесенных в связи с предстоящими работами (п. 16 ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда»);
  • расходов в виде стоимости материалов, отпущенных на производство, но относящихся к будущим отчетным периодам (подготовительные работы в сезонных производствах, горно-подготовительные работы, освоение новых предприятий, производств, цехов и агрегатов (пусковые расходы), на подготовку и освоение производства новых видов продукции и новых технологий, рекультивация земель), а также в других случаях (п. 94 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина России от 28.12.01 № 119н);
  • досрочно начисленных лизинговых платежей при выкупе предмета лизинга до истечения срока договора лизинга (п. 12 Указаний об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга, утвержденных приказом Минфина России от 17.02.97 № 15).

Данный подход предусматривает, что расходы, в отношении которых не предусмотрено признание в составе расходов будущих периодов, должны относиться на финансовые результаты организации (в качестве расходов по обычным видам деятельности или прочих расходов) единовременно.

В этой связи наиболее спорным оставался порядок учета расходов на страхование.

Вопросы по расходам на страхование

Так, в случае заключения организацией, например, договора ОСАГО сроком действия один год страхователь получает экономические выгоды* от осуществленного расхода в течение всего срока действия договора, то есть в течение года. Таким образом, исходя из пункта 7.2 Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России (одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине РФ, Президентским советом ИПБ РФ 29.12.97), выполняются все условия для признания актива в бухгалтерском учете.

При этом отражение расходов на страхование в составе расходов будущих периодов не соответствовало буквальному смыслу новой редакции пункта 65 Положения. В составе иных активов, прямо предусмотренных другими нормативными актами по бухгалтерскому учету, расходы на страхование отражаться также не могли, так как им явно не соответствовали.

Иными словами, новый порядок отражения в бухгалтерском учете расходов на страхование фактически не был урегулирован.

Предлагаем ознакомиться:  Альфа Банк страхование: условия, стоимость, преимущества

Как учитывать расходы на страхование в бухгалтерском учете — Бухонлайн || Как учесть страхование имущества

Кроме того, необходимо отметить: описанный выше подход к применению изменений, действующих с 1 января 2011 года, не соответствует ни ПБУ 10/99 «Расходы организации», ни Инструкции по применению Плана счетов.

Разъяснения Минфина

https://www.youtube.com/watch?v=ytdev

В комментируемом письме (письмо Минфина России № 07-02-06/5) авторы поправок разъяснили, что новая редакция пункта 65 Положения должна пониматься совсем не так, как описано выше.

Суть ее, по мнению финансового ведомства, сводится к следующему: если в результате осуществления тех или иных затрат возникает актив, который соответствует определению в одном из бухгалтерских стандартов (например, ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», ПБУ 6/01 «Учет основных средств» и др.

), то в учете следует признать такой актив. Если же такие условия не выполняются, но осуществленные расходы все равно относятся к будущим отчетным периодам, то даже при отсутствии прямого указания в действующих нормативных актах такие расходы можно и нужно отражать в бухгалтерском учете в качестве расходов будущих периодов и далее списывать путем их обоснованного распределения между отчетными периодами в порядке, установленном организацией (равномерно, пропорционально объему продукции и др.), в течение периода, к которому они относятся.

Таким образом, можно считать, что, по большому счету, порядок признания и списания расходов будущих периодов не изменился. В частности, исходя из комментируемого письма, расходы на страхование по-прежнему следует квалифицировать именно как расходы будущих периодов и равномерно списывать в течение срока действия страхового полиса.

Зачем были нужны поправки?

В заключение попытаемся ответить на самый главный вопрос: для чего же Минфин вообще выпустил в свет такие изменения, которые, по сути, ничего не изменили?

Представляется, что ответ гораздо проще, чем можно было бы ожидать: такими изменениями финансовое ведомство постаралось напомнить о требовании осмотрительности (п. 6 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации») и подчеркнуть, что в составе расходов будущих периодов подлежат отражению только такие расходы, которые действительно относятся к будущим периодам.

В частности, не могут и не должны учитываться в этом качестве расходы, осуществленные в период отсутствия выручки (а ведь такой порядок очень часто применялся и применяется до сих пор на практике — прежде всего, в угоду налоговикам, которые не хотят видеть убытки в учете). В качестве расходов будущих периодов не должны отражаться и авансы выданные, так как они еще не стали расходами, а представляют собой лишь отток денежных средств.

Иными словами, в составе расходов будущих периодов следует отражать лишь такие расходы, которые, с одной стороны, действительно являются расходами (как они описаны в п. 2 и 3 ПБУ 10/99 «Расходы организации»), а с другой стороны — относятся к будущим отчетным периодам. То есть существует и может быть достоверно определен период, в течение которого осуществленные расходы будут приносить организации экономические выгоды.

* Напомним, что согласно пункту 7.2.1 Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России (одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине РФ, Президентским советом ИПБ РФ 29.12.1997), будущие экономические выгоды — это потенциальная возможность активов прямо или косвенно способствовать притоку денежных средств в организацию.

Предлагаем ознакомиться:  Состав фонда социального страхования

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafety

Считается, что актив принесет в будущем экономические выгоды организации, когда он может быть:а) использован обособленно или в сочетании с другим активом в процессе производства продукции, работ, услуг, предназначенных для продажи;б) обменен на другой актив;в) использован для погашения обязательства;г) распределен между собственниками организации

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Осаго96
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector