Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7(499)938-71-58 (бесплатно)
Регионы (вся Россия, добавочный обязательно):
8 (800) 350-84-13 (доб. 215, бесплатно)

Страховые выплаты по осаго виновнику дтп

Почему это важно

Разъяснения по поводу ОСАГО выпустил Пленум Верховного суда — специальный орган, в который входят главные судьи страны. У них есть полномочия объяснять непонятные законы. Судьи изучают дела в регионах, смотрят, какие проблемы чаще всего возникают из-за ОСАГО и где больше ошибок. Они много обсуждают, спорят, приглашают экспертов, а потом публикуют большой и важный документ.

Этим постановлением будут руководствоваться все суды во всех регионах. Оно нужно не только судам, но и всем автовладельцам. Когда страховая компания откажется платить за эвакуатор или не выдаст направление в нужный автосервис, можно найти подходящий пункт в постановлении Пленума и разобраться, как правильно.

В каких случаях виновник аварии может получить выплаты по ОСАГО

ОСАГО – это страхование гражданской ответственности. Страховая компания (СК) в этом случае от имени виновника ДТП возмещает ущерб потерпевшему, а свои расходы покрывает за счет прибыли от продажи полисов. Обычно виновник не получает ничего. Однако в двух случаях он тоже может рассчитывать на определенные выплаты.

Речь идет о так называемой “обоюдке”, то есть обоюдной вине обоих участников ДТП. Обычно в документах, оформляемых ГИБДД, к ответственности привлекается один водитель, и он же считается таким образом виновным в аварии. Однако нередки случаи, когда и вторая сторона тоже виновна в том, что произошло ДТП. Вот лишь пара примеров таких ситуаций:

  • Произошло столкновение машин из-за того, что водитель А. проехал на красный сигнал светофора, а водитель Б. превысил скорость. Если бы А. не нарушал правил проезда, авария бы не случилась – но и если бы Б. соблюдал скоростной режим, тоже ничего не случилось бы.
  • ДТП случилось из-за того, что водитель А. остановил машину в неположенном месте, не включив аварийную сигнализацию и не выставив знак, а водитель Б. ехал в темное время суток с выключенными фарами. Здесь тоже каждый из водителей по-своему виноват в случившемся.

В том случае, если речь идет об “обоюдке”, каждый из участников ДТП выступает в двух ролях одновременно:

  1. Виновник, поскольку авария произошла, среди прочего, и конкретно из-за его действий или бездействия.
  2. Потерпевший, поскольку виноват он не один, и второй участник тоже нарушил правила.

Обычно виновным в ДТП конкретного водителя признает либо ГИБДД (если составлялся протокол об административном правонарушении), либо суд (в случае, если нарушение ДТП привело к тяжелым последствиям, и возбуждено уже не административное, а уголовное дело). Однако тот, кого государственные органы сочли виновным, не обязан с этим соглашаться.

В этом случае речь идет уже не об обоюдной вине. Если участник ДТП докажет свою позицию в суде – роли поменяются, и из виновника он превратится в потерпевшего. Соответственно ему будут полагаться выплаты по ОСАГО и компенсация ущерба, не покрываемого страховкой, со стороны.

К сожалению, частой практикой в работе страховых компаний (СК) является полный отказ в выплатах при обоюдной вине участников ДТП. Иногда сотрудники СК даже мотивируют это тем, что, мол, раз виноваты оба – то и ущерб взаимозакрывается, никто никому ничего не должен.

Эта позиция полностью противоречит как ГК РФ, так и ФЗ “Об ОСАГО”. От того, что обратившийся за выплатами человек является виновником, он не перестает быть одновременно и потерпевшим. Ст. 1083 ГК РФ запрещает возмещать лишь вред, который возник в результате умысла потерпевшего – а умышленные ДТП крайне редки, и умысел надо доказывать в суде.

Таким образом, если СК отказывается производить выплаты, участнику ДТП нужно действовать следующим образом:

  • После того, как на руки получен отказ в выплате, следует обратиться в СК с претензией. В ней дано указать, что действия компании являются незаконными, а также установить срок, в течение которого нарушение должно быть исправлено. Срок ответа законом не установлен, поэтому указывать его надо исходя из своих соображений о разумности. Обычно хватает 2-3 недель.
  • Если в срок, который был указан в претензии, выплата не была произведена, участник ДТП должен обратиться в суд с иском о взыскании возмещения по ОСАГО.

ВАЖНО: Претензионный порядок по закону не обязателен, но наличие претензии и повторный отказ либо отсутствие ответа на нее положительно выглядят в глазах любого судьи, который будет рассматривать дело.

Другой проблемой является ситуация, когда компания-страхователь не против произвести выплаты – но лишь в пределах половины суммы, а если в ДТП участвовало три машины – трети, четыре – четверти и т. д. Что делать здесь?

Предлагаем ознакомиться:  ПРАВИЛА добровольного страхования строений, квартир, домашнего и другого имущества, гражданской ответственности || Правила страхования квартиры росгосстрах

Тут необходимо понимать, что СК здесь в своем праве. Если не указана точная степень вины каждого из участников ДТП, признанных виновными, по умолчанию считается, что они нарушили закон одинаково – и возмещение им тоже полагается одинаковое. СК не обязана (да и не имеет права) разбираться, кто на самом деле виноват в ДТП. Поэтому если в поданных в компанию документах не указана степень вины каждого из водителей – СК заплатит только половину и будет права.

Чтобы избежать такой ситуации, надо добиваться судебного решения. Для этого в порядке, установленном ГПК РФ, нужно подавать в суд иск о возмещении ущерба, причиненного ДТП, одновременно поставив перед судом вопрос об определении степени вины каждого из участников. Как показывает практика, в прямом иске только о выражении в процентах виновности участников ДТП будет отказано: ст. 12 ГК РФ и другие нормативные акты не предусматривают такого способа защиты прав, если нет материальных требований.

Другой вариант – обжаловать постановление ГИБДД, обратившись в суд в порядке не гражданского, а административного судопроизводства согласно КАС РФ. Здесь тоже можно попытаться поставить вопрос о степени вины каждого из участников ДТП.

Страховые выплаты по осаго виновнику дтп

Если водители оформили аварию по европротоколу без вызова ДПС, есть лимит по сумме ущерба. Сейчас это 50 тысяч рублей, а с 1 июня 2018 года будет 100 тысяч. Страховая компания не обязана возмещать ущерб в большем размере.

Но если после ДТП обнаружился вред здоровью или имуществу, о котором не было известно сразу, пострадавший может обратиться в страховую виновника за дополнительной компенсацией — даже если аварию оформили без вызова ДПС.

Если владелец автомобиля получил направление на ремонт, он все равно имеет право на денежную компенсацию дополнительных расходов, например на эвакуацию и хранение машины.

Если из-за страхового случая появились расходы, которые нужно возместить деньгами, а вам говорят, что всё, теперь возмещение только ремонтом, — не верьте и добивайтесь своего. Возмещение ремонтом касается только повреждений автомобиля, а ОСАГО покрывает не только его. Правда, нельзя забывать о лимите выплат за вред имуществу. Если суммы не хватит, разницу можно потребовать с виновника.

Если страховая компания нарушит сроки или занизит размер возмещения, к ней можно применить финансовые санкции по закону об ОСАГО или неустойку по закону о защите прав потребителей. Это не одно и то же.

Дополнительные компенсации могут быть такими:

  • за немотивированный отказ в страховой выплате — 0,05% от страховой суммы за каждый день просрочки;
  • за просрочку выплаты или направления на ремонт — 1% от суммы за каждый день;
  • за затянувшийся ремонт — 0,5% в день.

Если дело дойдет до суда, можно кроме финансовых санкций и неустойки потребовать еще штраф по закону о защите прав потребителей. Например, если страховая компания занизила выплату, а суд назначил больше. Пострадавший получит еще 50% от этой разницы. Но это не значит, что сумма неустойки может быть какой угодно: у таких санкций есть лимиты по закону.

Даже если после иска страховая все-таки доплатит, это не повод отказываться от штрафа. Если иск подан, значит, добровольной оплаты не было — есть право на штраф. Иногда это куча денег.

Положена ли выплата по ОСАГО виновнику ДТП

Но этим лучше не злоупотреблять. Если в суде выяснится, что страховая не виновата, а это вы вовремя не предоставили автомобиль или привезли не все документы, не будет ни неустойки, ни штрафа, ни компенсации за моральный вред. А страховая компания получит право взыскать с вас судебные расходы.

Готовясь к суду, нужно обратиться за консультацией юриста и делать все честно. В неустойках при ОСАГО много нюансов, не запоминайте их сейчас. В отличие от остальных пунктов они не пригодятся заранее, а только когда дело дойдет до суда.

https://www.youtube.com/watch?v=upload

Если придет время разбираться, почитайте пункты 77—87 постановления Пленума ВС. Там про расчет неустойки. А в пунктах 88—103 подробно про то, в какой суд обращаться с иском.

Судебная практика по оспариванию вины – имеет ли смысл за это бороться? Часто ли процессы успешны?

Бороться с ошибочным признанием виновным в ДТП не того лица не только можно, но и нужно. Каждый гражданин имеет право, согласно Конституции РФ, на судебную защиту – а необоснованное привлечение к административной ответственности является грубейшим нарушением прав.

Однако надо помнить, что добиться отмены постановления ГИБДД можно лишь в следующих случаях:

  1. Материалы дела были составлены с грубыми процессуальными нарушениями.
  2. Принятое по административному делу решение не подтверждается материалами дела.
  3. Не были приняты во внимание имеющиеся доказательства.

Судебная практика здесь выглядит достаточно хорошо: если в деле имеются серьезные нарушения – они обычно приводят к тому, что участника ДТП освобождают от ответственности.

Что же касается судебного определения степени вины – то здесь все гораздо хуже. Сам процесс становится сложнее (как, например, доказать, что вина соотносится как 80/20, а не, допустим, 60/50 или и вовсе 51/40?), да и добиться судебного решения тут труднее. Поэтому успешные процессы тут редки.

Но вот если речь идет об отказе СК платить при “обоюдке”, то тут напротив – судебная практика самая радужная. Отказы СК обычно вызваны не тем, что компания всерьез считает, что имеет право не платить, а надеждой на то, что гражданин сам не пойдет в суд. Достаточно часто надежда сбывается, но уж если иск подан – почти всегда он приводит к выигрышу дела.

Предлагаем ознакомиться:  Росгосстрах расторгнуть договор осаго

Если машину нельзя доставить на осмотр

Иногда бывает, что виновник аварии купил полис легальным способом, но по техническим причинам не попал в общую базу. Если можно доказать, что покупка была действительной и легальной, то ущерб возместят.

При оформлении е-ОСАГО автовладелец сам заполняет данные о себе и машине. Их проверяют по общим базам, но ошибки все равно бывают. Раньше из-за таких ошибок могли просто отказать в выплате: мол, стоимость полиса занижена, полис недействителен, до свидания. Верховный суд решил, что это незаконно.

Даже если есть ошибка в полисе виновника, это не повод признавать договор ОСАГО незаключенным и отказывать в возмещении. Верховный суд предлагает два варианта решения проблемы — в зависимости от того, когда обнаружилась ошибка в заполненных водителем данных.

До страхового случая — страховая компания обнаружит недоплату и потребует внести недостающую сумму за полис. В случае ДТП ущерб по такой страховке возместят как обычно.

После страхового случая — пострадавшая сторона все равно получит возмещение, независимо от ошибки в стоимости полиса виновника. Но страховая взыщет всю сумму возмещения с виновника. Это называется регрессным требованием.

Пострадавший получит возмещение в любом случае. Для него не имеет значения, какие там дела между виновником и его страховой. А вот для виновника есть вариант возвращать всю сумму ущерба или доплатить за полис до страхового случая — тогда ущерб возместит страховая.

Проверьте данные в своих полисах, если оформляли их через интернет. Если что-то не так, признайтесь страховой и доплатите разницу. Иначе к вам могут применить регрессное требование и платить придется гораздо больше.

Указать нового страхователя или заменить машину в полисе не получится. Передать полис новому владельцу при продаже машины тоже нельзя. Бесполезно прикладывать копию договора купли-продажи или делать пометки в полисе с заверением покупателя и продавца. В случае ДТП возмещения от страховой по такому полису не будет.

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

Например, полис купили на год, а через полгода машину продали. Новый владелец должен сам купить себе ОСАГО, а прежний сможет вернуть страховую премию за полгода.

Так же с новой машиной. Автовладелец продал одну машину и купил новую. Он вернет часть страховой премии за ОСАГО для проданной машины и оформит отдельную страховку на новый автомобиль.

Если вам предлагают что-то исправить в страховом полисе, это незаконно — потом будете возмещать ущерб своими деньгами. Если продавец предлагает отдать вместе с машиной свою страховку, это бесполезная опция и при ДТП она не поможет.

Получить возмещение по ОСАГО может только владелец автомобиля. Арендатор машины не может требовать компенсации от страховой. По доверенности тоже нельзя.

Если возмещение еще не получили, а машина продана, у нового хозяина нет права требовать что-то от страховой компании по прошлым ДТП. Даже если ремонтировать машину собирается именно он.

Если покупаете машину после ДТП и вам обещают автоматически передать право на ремонт за счет страховой, не верьте: не будет у вас такого права. Вас не признают потерпевшим, и ничего вы от страховой не получите. А вот продавец вполне может получить — и ничего потом не докажете.

ОСАГО — это страхование ответственности при использовании конкретной машины. В полисе указан конкретный человек или несколько. Это их ответственность при использовании автомобиля застрахована. Но если в ДТП с конкретной машиной виноват человек, который не указан в полисе ОСАГО, — это не повод отказать пострадавшему в возмещении убытков.

Например, столкнулись два автомобиля. Выясняется, что виновника нет в полисе ОСАГО, машина принадлежит одному человеку, а за рулем его друг, брат или сват. Иногда пострадавшему отказывали в возмещении: ущерб приходилось взыскивать с этого друга или брата через суд. Суды на местах часто поддерживали такой подход.

Верховный суд объяснил, что это неправильно. Пострадавший все равно имеет право на возмещение по полису ОСАГО, хотя в нем и не указан виновник.

А вот для виновника это даром не пройдет. Потом страховая будет разбираться с водителем — например, предъявит ему регрессное требование. Но пострадавшего эти суды уже не будут касаться: ему отремонтируют машину за счет страховой.

Бывает, что машина сильно повреждена, находится в другом регионе и ее нельзя привезти на осмотр. Тогда страховая компания должна организовать осмотр по месту нахождения автомобиля.

Заключение

Тот, кто был признан винновым в ДТП, получить возмещение может лишь если докажет, что полностью или частично является потерпевшим. В иных случаях выплат ему не полагается.

Можно ли получить деньги, если у вас возмещение ремонтом

Ответственность за качество и срок ремонта перед пострадавшим автовладельцем несет страховая компания. Все претензии нужно предъявлять ей, и решать проблемы будет она. Если дойдет до суда из-за ремонта, то в суд тоже нужно подавать на страховую, а не на автосервис.

Страховая компания и станция техобслуживания сами потом разберутся. Потерпевшего и его права на ремонт или выплату их взаимоотношения касаться не должны.

Затянулся ремонт — идите в страховую. Плохо отремонтировали машину — аналогично.

Это касается даже тех случаев, которые не попадают под действие закона о приоритете ремонта над выплатами. Если страховая выдала направление на ремонт, она взяла на себя ответственность за его качество и сроки.

Когда страховая компания выдает направление, там указан срок, когда нужно обратиться в конкретный автосервис. Если этот срок пропущен, нельзя просто так приехать на ремонт когда угодно. Нужно получить в страховой компании новое направление с новой датой.

Если на ремонт нужно больше денег, чем предусмотрено лимитом или правилами ОСАГО, автовладельцу придется доплачивать. Требование о доплате в таком случае законное.

Предлагаем ознакомиться:  Как оформить страховой полис для путешественника

Стоимость ремонта известна заранее — она указана в направлении.

Можно отказаться вносить доплату и забрать возмещение деньгами. Страховая компания не сможет отказать.

Бывает так, что в направлении указали сумму доплаты за ремонт, а после диагностики в автосервисе стало понятно, что доплачивать нужно больше. Например, собирались менять бампер, а там полетели крепления, повело стойки и изменилась геометрия кузова. Тогда автовладелец все равно имеет право отказаться от ремонта и забрать денежную компенсацию.

Если машина в аренде, продается или покупается

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

Направление в сертифицированный автосервис выдадут, только если машине не больше двух лет. Если со дня выпуска прошло больше времени, страховая не обязана выдавать направление в тот сервис, где официально ремонтируют автомобили конкретной марки. Даже если в этом случае автомобиль снимут с гарантии или вы просто не доверяете другим сервисам.

Машина может быть на гарантии три года или даже больше, но для ОСАГО это не аргумент. По закону после двух лет страховая не обязана давать направление в тот сервис, который сохранит гарантию. Может, но не обязана.

Убедитесь, что ваша страховая будет готова выдать направление в авторизованный сервис даже для трехлетней машины. Лучше всего, если этот сервис есть в списке по умолчанию. Потому что если там его нет, обещания будут только на словах. А это почти ничего не значит, и вы запросто останетесь без гарантии.

Если страховая не работает с нужным автосервисом

За прямым возмещением в свою страховую можно обращаться только при повреждении машин. Вред здоровью по этой схеме не компенсируют.

Если у виновника нет полиса ОСАГО, прямого возмещения не будет. Компенсацию за вред имуществу придется требовать напрямую с виновника — по договоренности или через суд.

Если страховая не работает с вашим любимым автосервисом, есть шанс получить направление куда нужно. Закон не запрещает договариваться со страховой компанией. Если она согласится, то имеет право выдать уведомление в любой автосервис, который подходит пострадавшему.

Если такое направление выдано, то страховая отвечает за срок и качество ремонта, как и за автосервисы из числа ее партнеров. Переложить ответственность за качество ремонта на автовладельца не получится. Верховный суд объяснил, что такой ремонт выполняется по поручению страховой — она отвечает за качество.

Но нельзя заставить страховую компанию выдать направление в нужный автосервис. Можно только договориться.

Если прошло 15 дней после официальной просьбы, а страховая не реагирует, это означает отказ. Обжаловать его в суде не получится.

За что положено возмещение

Пострадавший имеет право не только на ремонт или выплату, когда она положена по закону. Полис ОСАГО покрывает и дополнительные расходы: на эвакуатор с места ДТП, хранение автомобиля, доставку пострадавших в больницу.

Если повреждены дорожный знак, оборудование на АЗС или ограждение, их восстановление в пределах страховой суммы тоже оплатят в рамках ОСАГО. Даже за повреждение или утрату груза можно получить компенсацию. Естественно, груз должен принадлежать пострадавшей стороне, а не виновнику.

ОСАГО — это страхование не имущества, а гражданской ответственности. Полис покрывает не ущерб виновника, а тот ущерб, который виновник нанес кому-то. Чтобы возместить свои убытки и расходы, даже если виноват в ДТП, нужно покупать другую страховку, например каско или страхование груза.

Как считают компенсацию

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

В рамках ОСАГО можно даже получить возмещение за утрату товарной стоимости. Например, была новая машина и при продаже она бы стоила условные 700 тысяч рублей. И вот ее поцарапали в ДТП по вине другого водителя.

Сумму расходов на ремонт машины считают по единой методике ЦБ. Если в методичке нет каких-то видов ремонта, их не оплатят. Например, по полису ОСАГО страховая не обязана оплачивать восстановление рисунков на кузове, даже если это дорогая и сложная аэрография. Тут спасет только каско.

Для расчета ущерба другому имуществу, кроме самой машины, нужен оценщик. Например, по методичке ЦБ нельзя посчитать расходы на ремонт ограждения на АЗС. Для этого составят отдельную смету.

Полная гибель

Полная гибель — это когда машину нельзя отремонтировать или расходы на ремонт превысят стоимость автомобиля до ДТП.

При полной гибели имущества выплачивают его стоимость на момент ДТП за вычетом годных остатков. Точную сумму установит экспертиза, но можно обойтись и без нее — если страховая и автовладелец сами договорятся о размере выплаты. Тогда подписывают соглашение, а оценку не проводят. Кстати, так можно сделать и при меньших повреждениях.

Возьмите это на заметку: иногда лучше получить деньги по соглашению и без оценки, чем провести экспертизу и получить небольшую сумму и ненужные запчасти. Но если согласитесь на такую выплату, потом не сможете оспорить сумму даже в суде. Считается, что страховая компания вам ничего не должна.

Что еще можно получить от страховой

После страхового случая потерпевший должен сообщить о нем страховой компании и предоставить машину для осмотра. Пакет документов можно отправить в любой офис или филиал страховой компании, который есть в приложении к полису.

Оправлять документы, претензии и уведомления нужно таким способом, чтобы было понятно, когда именно они переданы в страховую.

Для ОСАГО важны сроки. Фиксируйте переписку и этапы общения со страховой компанией и ее подразделениями. Лично передавайте документы только под подпись. Почтой отправляйте с описью вложения и уведомлением о вручении. Храните номера и даты всех сообщений.

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

Следите за почтой по тому адресу, который указали в страховой для обратной связи. Недостающие документы у вас тоже могут потребовать по почте.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Осаго96
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector