Возникновение спорных ситуаций обусловлено следующим:
- Несогласие автовладельцев с результатами проведенной экспертизы;
- Разногласия в подсчете страховых компенсационных выплат;
- Нежелание страховщика выполнять обязательства, предусмотренные договором страхования.
Причины страховых споров
Страховые компании отказывают в выплате страховки по ОСАГО, если:
- Якобы не все документы поданы;
- Водитель якобы обратился с заявлением слишком поздно;
- Фактические повреждения автомобиля не соответствуют заявленным;
- Могут найти ещё какое-нибудь основание.
Когда речь заходит о КАСКО, изобретательности страховых компаний можно только позавидовать:
- Например, в случае пожара могут отказать потому, что якобы невозможно установить, что за автомобиль сгорел;
- Иногда отказ из-за того, что водитель якобы был пьян; наглость страховых доходит до того, что они утверждают это, даже когда в протоколе ничего подобного не указывается;
- Могут отказать в выплате при угоне из-за отсутствия дубликата ключей от автомобиля.
Просто надо помнить, что позиция страховой – это всего лишь позиция страховой. Если эта позиция ни на чём не основана или «притянута за уши», то надо без колебаний идти в суд.
Водитель якобы подал не все документы
Список документов, которые страховая вправе затребовать, указан в пункте 3.10 Положения Банка России №431-П. Это:
- нотариально заверенная копия документа, удостоверяющего личность водителя;
- если работу со страховой ведёт представитель водителя – доверенность на представительство;
- банковские реквизиты для безналичного перечисления страховой выплаты;
- справка о дорожно-транспортном происшествии по форме №154;
- извещение о дорожно-транспортном происшествии;
- копию протокола об административном правонарушении, постановления по делу об административном правонарушении или определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Также нужно смотреть пункты 4.1, 4.2, 4.4 – 4.7, 4.13 того же самого положения. Там перечислены документы для достаточно редких случаев.
Требовать другие документы страховая не может. Если сотрудник начинает говорить: «нужна та же самая справка, только по другой форме», следует возразить, что такой документ не предусмотрен Положением Банка России или написать претензию.
Водитель якобы обратился с заявлением слишком поздно
Срок, в который водитель обязан обратиться в страховую после ДТП, не установлен. В Законе об ОСАГО указано, что следует «при первой возможности уведомить страховщика о наступлении страхового случая». Но никакого наказания за обращение не «при первой возможности» нет.
Если страховая решила не платить страховое возмещение, ссылаясь на пропуск срока, то придётся идти в суд. Об этом говорит практика.
Фактические повреждения автомобиля не соответствуют заявленным
В этом случае поможет независимая экспертиза, которую может организовать сам водитель. Потом придётся судиться со страховой.
Важно знать: стоимость независимой экспертизы включается в выплату страховки. Поэтому если водитель считает, что страховая занизила размер выплаты, надо без колебаний обращаться за экспертизой.
Наиболее распространенными причинами конфликтов со страховыми компаниями по ОСАГО и КАСКО можно выделить:
- неправомерный отказ в выплате страхового возмещения;
- частичная компенсация причиненного ущерба;
- страховая тянет время;
- у страховщика аннулирована лицензия;
- компания отказывается компенсировать расходы на эвакуацию, за платную стоянку или независимую экспертизу автомобиля.
Судебные споры как последствие ДТП:
- Взыскание материальной компенсации ущерба, причиненного в результате ДТП;
- Взыскание морального вреда со стороны – виновника ДТП;
- Восстановление права управления транспортным средством;
- Споры при лишении права управления транспортным средством;
- Оспаривание санкции при лишении права управления транспортным средством;
- взыскание неустойки и штрафов с страховой компании;
- возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью в результате ДТП;
- взыскание страхового возмещения при отзыве лицензии у страховой компании;
- Иные категории споров.
Порядок разрешения страховых споров
- досудебный порядок урегулирования споров со страховыми компаниями (ДСАГО, ОСАГО, КАСКО);
- осуществление взыскания материального ущерба с виновника ДТП (досудебный, судебный порядок, мировое соглашение);
- осуществление взыскания денежных средств, в рамках споров о возмещении морального вреда, причиненного в результате ДТП;
- предъявление искового заявления о взыскании денежных средств, в порядке регресса (прим. встречное требование о взыскании уплаченной суммы денежных средств)
- предъявление иска о взыскании ущерба в порядке суброгации;
- взыскание штрафных санкций за несвоевременное выполнение обязательств страховой компанией.
Помните, что любой случай, произошедший с Вами – уникален. Только после детального анализа конкретной ситуации у специалиста появится возможность сформировать алгоритм действий, направленный на достижение положительного результата.
В виду широкого спектра рассматриваемых вопросов, нашей компанией разработана система «внутренний аналитик обращений». После получения запроса на консультацию, система автоматически распределяет заявки между юристами, для дальнейшей обработки.
У нас на сайте Вы можете найти образцы документов, а также оставить запрос на консультацию, воспользовавшись формой «звонок юристу» на главной странице, либо «заявка на консультацию» в разделе «КОНТАКТЫ».
Есть два способа решения конфликтов со страховыми компаниями:
- претензионный (досудебный);
- судебный.
В целом, порядок разрешения страховых споров не отличается от процедуры рассмотрения любого гражданского дела.
Досудебный порядок
Перед обращением в суд, вам необходимо подать письменную претензию в страховую компанию.
Унифицированной формы документа не существует. Поэтому при написании претензии нужно придерживаться общих правил делопроизводства.
В заявлении обязательно укажите:
- наименование страховой организации;
- ваши личные данные (Ф.И.О., адрес, контактный телефон);
- обстоятельства дела;
- номер полиса ОСАГО или Каско;
- решение страховщика, с которым вы не согласны;
- требование устранить допущенное нарушение и перевести деньги;
- срок, который вы даете страховщику для ответа;
- дату и подпись.
Претензия составляется в 2 экземплярах. Один вы отдаете сотруднику страховой фирмы, а второй (с отметкой о принятии) оставляете у себя.
Если вы направляете бумаги почтой, отправляйте их заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении.
К претензии приложите следующие бумаги (заверенные копии или оригиналы):
- паспорт;
- документы, подтверждающие право собственности на поврежденный авто или другое имущество;
- справку о ДТП;
- извещение о ДТП и полис ОСАГО, если авария оформлялась без участия сотрудников ГАИ;
- протокол и постановление об административном правонарушении, либо определение об отказе в возбуждении дела;
- медицинские справки и заключения.
Если вы уже передавали страховщику какие-либо из перечисленных бумаг при первичном обращении с заявлением о страховой выплате, прикладывать второй раз их не нужно.
Если спор возник по ОСАГО, то направление претензии страховщику — обязательный этап перед обращением в суд. В случае с Каско можно сразу подавать судебный иск.
Куда можно пожаловаться на страховую компанию?
Единой организации, контролирующей работу страховых компаний, нет. Поэтому вы можете подать жалобу сразу в несколько инстанций:
- Департамент страхового рынка ЦБ РФ
Это подразделение следит за финансовой деятельностью страховых учреждений. Обращаться туда следует в случае, если страховщик отказывается производить выплаты или существенно занижает сумму.
- Федеральная антимонопольная служба
В ФАС целесообразно обращаться, если какая-то компания пытается «задавить» другие страховые фирмы в регионе или навязывает клиентам дополнительные услуги.
- Союз автостраховщиков (РСА)
Это некоммерческое объединение организаций, занимающихся автострахованием. Туда можно жаловаться только по вопросам ОСАГО. Если нарушения связаны с Каско или другими видами страхования, обращаться в РСА не следует — вашу жалобу не станут рассматривать.
Клиент, обратившийся в страховую компанию, является потребителем ее услуг. Следовательно, действия страховщика должны соответствовать нормам Закона «О защите прав потребителей». В этот орган могут обращаться только частные лица.
Этот госорган следит за соблюдением законов в целом, поэтому обращаться в прокуратуру можно при любом выявленном нарушении.
Споры со страховыми компаниями — достаточно сложная и затратная по времени процедура. Для успешного разрешения дела необходимы юридические знания и опыт. Поэтому лучше поручить его опытному юристу.