Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7(499)938-71-58 (бесплатно)
Регионы (вся Россия, добавочный обязательно):
8 (800) 350-84-13 (доб. 215, бесплатно)

Ремонт по ОСАГО заменит выплаты

Нормативная база

Законодательство об организации и проведении восстановительного ремонта автотранспортных средств состоит из:

  • ФЗ № 40 от 25 апреля 2002 года (далее – Закон № 40);
  • Правил обязательного страхования…, содержащихся в Положении Центробанка № 431-П от 19 сентября 2014 года (далее – Правила № 431);
  • Положением Центробанка № 432-П от 19 сентября 2014 года.

Сроки выплат

Чтобы воспользоваться правом на страховое возмещение постарайтесь при первой возможности уведомить страховую компанию о наступлении страхового случая.

Имейте при этом в виду, что каждый участник дорожно-транспортного происшествия обязан сообщить другим участникам ДТП, намеревающимся предъявить требование о возмещении вреда, сведения о договоре ОСАГО, в том числе номер страхового полиса ОСАГО, а также наименование, адрес и телефон своего страховщика.

Потерпевший в ДТП предъявляет требование о возмещении вреда своему страховщику только в случае одновременного соблюдения следующих условий:

  • в результате ДТП вред причинен только автомобилю и при этом отсутствует вред жизни или здоровью;
  • ДТП произошло с участием двух автомобилей и более, гражданская ответственность владельцев которых застрахована по ОСАГО.

Во всех остальных случаях потерпевший в ДТП предъявляет требование о возмещении вреда, причиненного его автомобилю, страховщику, который застраховал лицо, причинившее вред его автомобилю.

Порядок взаимодействия со страховыми компаниями (своей или чужой), состав и сроки представления документов, сроки страхового возмещения являются аналогичными.

В страховую компанию представьте следующие документы:

  • заявление о страховом возмещении или прямом возмещении убытков;
  • заверенную в установленном порядке копию паспорта или иного документа, удостоверяющего личность;
  • доверенность лица, являющегося вашим представителем;
  • документы, содержащие банковские реквизиты для получения страхового возмещения, если выплата страхового возмещения будет производиться в безналичном порядке;
  • согласие органов опеки и попечительства, если выплата страхового возмещения будет производиться представителю потерпевшего, не достигшего возраста 18 лет;
  • извещение о ДТП;
  • копии протокола об административном правонарушении, постановления по делу об административном правонарушении или определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, если оформление документов о ДТП осуществлялось при участии сотрудников ГИБДД, а составление таких документов предусмотрено законодательством РФ.
  • документы, подтверждающие право собственности на автомобиль;
  • отчет эксперта и документы, подтверждающие расходы на проведение экспертизы (договор, кассовый чек или иной платежный документ), если по вашей инициативе (как потерпевшего) проводилась независимая экспертиза;
  • документы, подтверждающие оплату услуг по эвакуации поврежденного автомобиля, если предполагаете потребовать возмещения соответствующих расходов;
  • документы, подтверждающие оплату услуг по хранению поврежденного автомобиля, если будете требовать возмещения соответствующих расходов.

Подготовленные документы вручите страховщику не позднее пяти рабочих дней после ДТП или направьте их любым способом, обеспечивающим подтверждение отправки, например по почте с уведомлением о вручении.

Прием документов регистрируется в страховой компании. Если вы подаете документы лично, попросите сотрудника страховой компании выдать вам опись принятых документов, заверенную подписью этого сотрудника и печатью компании. Исходя из сказанного, лучше, все-таки, передавать документы в страховую лично.

Полис ОСАГО

Следующим шагом после представления в страховую документов будет представление поврежденного автомобиля для осмотра и определения размера подлежащих возмещению убытков. Сделать это надо в течение пяти рабочих дней с даты подачи заявления в страховую.

Страховщик обязан согласовать с вами время и место проведения осмотра и (или) независимой экспертизы поврежденного автомобиля с учетом графика работы страховщика, эксперта и указанного срока проведения осмотра поврежденного автомобиля, а вы в согласованное со страховщиком время обязаны представить поврежденный автомобиль.

Если ваш автомобиль – не на ходу, то сообщите об этом в своем заявлении о наступлении страхового случая и укажите, по какому адресу находится автомобиль. В этом случае эксперт осмотрит автомобиль по месту его нахождения.

В случае, если по результатам проведенного страховщиком осмотра поврежденного автомобиля вам удалось договориться о размере страхового возмещения, то независимую экспертизу можно не проводить. Если же согласие не достигнуто, то страховщик обязан организовать независимую экспертизу.

Страховое возмещение осуществляется путем организации и (или) оплаты восстановительного ремонта поврежденного автомобиля или в форме страховой выплаты в пределах определенной договором суммы.

В настоящее время существует два способа осуществления страхового возмещения.

  • Первый способ — ремонт поврежденного автомобиля на станции технического обслуживания. Если пострадал ваш автомобиль — легковой, то возмещение вреда осуществляется путем организации и оплаты страховщиком ремонта на станции технического обслуживания, с которой у страховщика заключен договор на организацию ремонта, либо, при наличии письменного согласия страховщика, на выбранной вами станции технического обслуживания.
  • Второй способ — выплата деньгами вместо ремонта по ОСАГО.

Конечно, второй способ по мнению автолюбителей является более предпочтительным для них, но случаи, когда такое возможно, вполне конкретно перечислены в законе об ОСАГО. Выплата наличными или на банковский счет возможна только в случаях, когда:

  • автомобиль полностью уничтожен;
  • потерпевший погиб;
  • здоровью потерпевшего причинен тяжкий или средней тяжести вред;
  • потерпевший является инвалидом и имеет автомобиль по медицинским показаниям;
  • стоимость ремонта превышает стоимость установленного законом страхового возмещения и потерпевший не согласен произвести доплату за ремонт станции технического обслуживания;
  • потерпевший не дал согласия на выдачу страховщиком направления на ремонт на станцию технического обслуживания, не соответствующую установленным правилами обязательного страхования требованиям;
  • у страховщика отсутствует возможность организовать ремонт на выбранной потерпевшим при заключении договора страхования станции технического обслуживания (при подаче заявления о прямом возмещении убытков);
  • между страховщиком и потерпевшим имеется соответствующее соглашение в письменной форме.

Из всего вышеперечисленного следует, что по страховке ОСАГО деньги вместо ремонта можно получить только в трех случаях, а именно, в случае полного уничтожения автомобиля, отсутствия возможности организовать ремонт на станции техобслуживания, и в случае, если имеется письменный договор со страховщиком по этому поводу.

Случаи, связанные с нанесением вреда (или гибелью) потерпевшего, мы не рассматриваем, так как в таких случаях выплата всегда осуществляется деньгами.

Напомним, что страховая сумма, в пределах которой страховщик при наступлении каждого страхового случая (независимо от их числа в течение срока действия договора ОСАГО) возмещает потерпевшим причиненный вред, составляет:

  • в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего, — не более 500 тысяч рублей;
  • в части возмещения вреда, причиненного автомобилю каждого потерпевшего, не более 400 тысяч рублей.

В случаях, когда суммы страхового возмещения не хватает для того, чтобы полностью возместить причиненный вред потерпевшему, разницу между фактическим размером ущерба и суммой страхового возмещения выплачивает лицо, причинившее вред.

Ремонт по ОСАГО заменит выплаты

договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее — договор обязательного страхования) — договор страхования, по которому страховщик обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить потерпевшим причиненный вследствие этого события вред их жизни, здоровью или имуществу (осуществить страховую выплату) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы). Договор обязательного страхования заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, и является публичным;

договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее — договор обязательного страхования) — договор страхования, по которому страховщик обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить потерпевшим причиненный вследствие этого события вред их жизни, здоровью или имуществу (осуществить страховое возмещение в форме страховой выплаты или путем организации и (или) оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы). Договор обязательного страхования заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, и является публичным;

Ранее в законе существовало понятие «страховая выплата», однако начиная с 28 апреля 2017 года оно будет повсеместно заменено на понятие «страховое возмещение». Страховое возмещение может быть осуществлено в двух вариантах:

  • в виде страховой выплаты, которая и существовала ранее;
  • в виде восстановительного ремонта транспортного средства.

161. Страховое возмещение вреда, причиненного легковому автомобилю, находящемуся в собственности гражданина и зарегистрированному в Российской Федерации, осуществляется путем выдачи суммы страховой выплаты потерпевшему (выгодоприобретателю) в кассе страховщика или перечисления суммы страховой выплаты на банковский счет потерпевшего (выгодоприобретателя) (наличный или безналичный расчет) в случае:

а) полной гибели транспортного средства;
б) смерти потерпевшего;
в) причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего в результате наступления страхового случая, если в заявлении о страховом возмещении потерпевший выбрал такую форму страхового возмещения;
г) если потерпевший является инвалидом, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 17 настоящего Федерального закона, и в заявлении о страховом возмещении выбрал такую форму страхового возмещения;
д) если стоимость восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства превышает установленную подпунктом «б» статьи 7 настоящего Федерального закона страховую сумму или максимальный размер страхового возмещения, установленный для случаев оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, либо если в соответствии с пунктом 22 настоящей статьи все участники дорожно-транспортного происшествия признаны ответственными за причиненный вред при условии, что в указанных случаях потерпевший не согласен произвести доплату за ремонт станции технического обслуживания;
е) выбора потерпевшим возмещения вреда в форме страховой выплаты в соответствии с абзацем шестым пункта 152 настоящей статьи или абзацем вторым пункта 31 статьи 15 настоящего Федерального закона;
ж) наличия соглашения в письменной форме между страховщиком и потерпевшим (выгодоприобретателем).

Предлагаем ознакомиться:  Документы для получения ОСАГО в 2020 году
Внимание

В случае, если производится не ремонт, а денежная выплата, то срок ее осуществления регламентируется п. 4.22. Положения ЦБ № 431-П – 20 календарных суток с момента получения страховщиком заявления на возмещение, документов, бланка извещения о ДТП и др.

Как отремонтировать автомобиль по ОСАГО?

Пошаговая инструкция по получению страхового возмещения в виде ремонта по ОСАГО в 2020 году от начала и до конца процедуры:

  • сначала оформляется само ДТП, то есть происходит выполнение обязанностей, предусмотренных в п. 2.5., 2.6. и 2.6.1. ПДД – остановка автомашины, включение “аварийки”, оказание первой медпомощи раненым (если таковые есть), освобождение проезжей части для исключения вероятности создания помех иным авто;
  • оформление документов о ДТП по европротоколу или с участием работников Госавтоинспекции (случаи, когда можно оформить по европротоколу – ущерб авто не более 100 тысяч рублей, отсутствуют раненые или погибшие, в аварии приняли участие только два автотранспортных средства, и между водителями этих 2 ТС не имеется разногласий относительно случившегося, и у обоих автовладельцев есть полисы ОСАГО ст. 11.1. ФЗ № 40);
  • сбор необходимых документов (см. п. 3.10. и п. 4.13. Положения ЦБ № 431-П – паспорт, бланк извещения об аварии, протокол, или постановление о привлечении виновника к ответственности по КоАП, или постановление об отказе его привлечения к наказанию, доверенность – если обращается представитель страхователя, ПТС или СТС, заключение независимой экспертизы, если таковая производилась, квитанция, подтверждающая оплату услуг эвакуатора – если осуществлялась эвакуация);
  • подача бланка извещения, заявления и документов в свою страховую фирму (при наличии права на прямое возмещение убытков – ст. 14.1. ФЗ № 40) или в страховую виновника (в иных случаях) в 5-дневный срок (если ДТП оформлялось по европротоколу) или в течение 3 лет (если с участием ГИБДД);
  • предоставление поврежденного авто страховщику для осмотра (это нужно сделать не позднее 5 дней после подачи заявления, документов и бланка извещения – ч. 10 ст. 12 ФЗ № 40);
  • ожидание получения результатов независимой экспертизы (если таковая будет проводиться — ч. 12 ст. 12 ФЗ № 40);
  • ожидание принятия решения страховщиком относительно ремонта и (или) выплаты финансовых средств в сроки, указанные в п. 4.22. Положения ЦБ № 431-П – то есть, в общем случае, 20 дней (либо 30, если страхователь решил отремонтировать поврежденный автомобиль на СТО, с которой у страховой фирмы не заключен договор, и страховщик согласился на такое);
  • передача поврежденного ТС на станцию техобслуживания, указанную в направлении;
  • получение отремонтированного ТС по окончании проведения ремонта по ОСАГО, осуществляемого в сроки, определяемые по соглашению сторон, но не более срока, представленного в п. 6.1. Положения ЦБ № 431-П (то есть не более 30 рабочих дней);
  • при наличии претензий к качеству осуществленного ремонта – решение спора со страховой в порядке, установленным в Главе 5 Положения ЦБ № 431-П (то есть подается досудебная претензия, которую страховая фирма обязана рассмотреть за 10 дней, если не рассмотрит, либо же вынесет решение не в пользу страхователя, тогда последний будет вправе решить спор в порядке судебного делопроизводства).

Запрет на проведение восстановительного ремонта для страховой компании

151. Страховое возмещение вреда, причиненного легковому автомобилю, находящемуся в собственности гражданина и зарегистрированному в Российской Федерации, осуществляется (за исключением случаев, установленных пунктом 161 настоящей статьи) в соответствии с пунктом 152 настоящей статьи или в соответствии с пунктом 153 настоящей статьи путем организации и (или) оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего (возмещение причиненного вреда в натуре).

Итак, физические лица, владеющие легковыми автомобилями, по умолчанию будут получать возмещение в виде восстановительного ремонта. Давайте рассмотрим этот пункт подробнее.

1. Это требование распространяется только на автомобили, владельцами которых являются физические лица. Т.е. если автомобиль принадлежит юридическому лицу, то для него восстановительный ремонт не имеет приоритета. Юридические лица, также как и раньше, могут выбрать или ремонт, или денежную компенсацию.

2. Требование распространяется только на легковые автомобили и не распространяется на другие типы транспортных средств (мотоциклы, автобусы, грузовые автомобили). Владельцы указанных транспортных средств также могут выбрать по своему желанию либо денежную выплату, либо ремонт.

Например, это относится к владельцам грузовых автомобилей категории B, которые зачастую не сильно отличаются от легковых. Т.е. при повреждении в ДТП пикапа Volkswagen Amarok его владелец сможет получить выплату вместо ремонта, если он этого захочет.

3. Требование распространяется только на автомобили, зарегистрированные в Российской Федерации. Владельцы иностранных автомобилей могут выбрать ремонт или выплату по собственному желанию.

Обратите внимание, есть несколько случаев, когда владелец легкового автомобиля может получить выплату вместо ремонта, они будут рассмотрены ниже.

171. В случае выявления Банком России неоднократного (два и более раза) в течение одного года нарушения страховщиком обязательств по восстановительному ремонту, в том числе обязанностей по его организации и (или) оплате, Банк России вправе принять решение об ограничении осуществления таким страховщиком возмещения причиненного вреда в натуре в соответствии с пунктами 151 — 153 настоящей статьи на срок до одного года (далее — решение об ограничении). Страховщик, получивший решение об ограничении, в отношении потерпевших, обращающихся с заявлением о страховом возмещении вреда или прямом возмещении убытков после даты принятия решения об ограничении, осуществляет возмещение вреда, причиненного транспортному средству, в форме страховой выплаты, за исключением случая, когда потерпевший, уведомленный страховщиком о принятии в отношении его решения об ограничении, подтверждает свое согласие на возмещение вреда, причиненного его транспортному средству, в натуре. В этом случае страховщик осуществляет организацию и (или) оплату восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства в соответствии с пунктами 151 — 153 настоящей статьи и направляет копии документа, подтверждающего уведомление потерпевшего о принятии решения об ограничении, и заявления о страховом возмещении или прямом возмещении убытков, содержащего указание на возмещение вреда, причиненного транспортному средству, в натуре, в профессиональное объединение страховщиков в течение трех рабочих дней со дня получения такого заявления.

Потерпевшим, которым на дату принятия Банком России решения об ограничении выданы направления на ремонт, страховщик организует и (или) оплачивает проведение восстановительного ремонта поврежденных транспортных средств в соответствии с пунктами 151 — 153 настоящей статьи.

Порядок принятия решения об ограничении устанавливается Банком России.

Информация о принятии Банком России решения об ограничении размещается на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не позднее одного рабочего дня, следующего за днем принятия Банком России соответствующего решения.

Когда нужна независимая экспертиза?

В ч. 11 ст. 12 ФЗ№ 40 четко сказано – независимая экспертиза проводится только в случае, если страховщик и страхователь по ОСАГО после осмотра ТС не пришли к согласию относительно характера и количества повреждений. В иных случаях, оценка ущерба машины независимыми специалистами не проводится.

Ремонт по ОСАГО заменит выплаты

При этом в 2020 году экспертиза может быть проведена как страхователем, так и страховщиком. Однако сначала обязанность по ее осуществлению возлагается на страховую фирму (ч. 13 ст. 12 ФЗ № 40). И только если страховщик не осмотрел машину, или сам отказался от организации и проведения экспертизы, тогда уже ее провести может страхователь (аб. 2 ч. 13 ст. 12 ФЗ № 40).

Внимание

Если страхователь не предоставит ТС к осмотру, или сам организует проведение экспертизы до получения отказа от ее осуществления от страховщика, результаты такой самостоятельно проведенной оценки приниматься не будут (аб. 5 ч. 11 ст. 12 ФЗ № 40).

Куда отправляют на ремонт по ОСАГО в 2020 году?

На основании аб. 5 ч. 15.2. ст. 12 ФЗ № 40, в 2020 году страховщик направляет страхователя на ремонт по ОСАГО на одну из СТО, с которыми у него оформлен договор. Если таких СТО, удовлетворяющих требованиям, представленным в Главе 6 Положения ЦБ № 431-П, несколько, то страховщик выбирает любую из них (кроме некоторых исключений).

Исключений в 2020 году всего 2 (то есть ситуаций, когда страхователь сам может выбрать конкретную станцию техобслуживания):

  • при заключении соглашения ОСАГО страхователь выбрал из предложенного страховщиком перечня СТО какую-либо конкретную станцию (тогда ремонт будет осуществлен именно на ней) (ч. 3.1. ст. 15 ФЗ № 40);
  • если страхователь в письменной форме уведомил страховщика (уже после ДТП) о желании провести ремонт на СТО, с которой у страховой фирмы не заключен соответствующий договор, и страховщик удовлетворил такое ходатайство (ч. 15.3. ст. 12 ФЗ № 40).

Учет износа запасных частей при восстановительном ремонте

Размер расходов на запасные части (в том числе в случае возмещения причиненного вреда в порядке, предусмотренном абзацем вторым пункта 15 настоящей статьи) определяется с учетом износа комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене при восстановительном ремонте. При этом на указанные комплектующие изделия (детали, узлы и агрегаты) не может начисляться износ свыше 50 процентов их стоимости.

Размер расходов на запасные части (за исключением случаев возмещения причиненного вреда в порядке, предусмотренном пунктами 151 — 153 настоящей статьи) определяется с учетом износа комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене при восстановительном ремонте. При этом на указанные комплектующие изделия (детали, узлы и агрегаты) не может начисляться износ свыше 50 процентов их стоимости.

1. Износ запасных частей не учитывается, если водитель выбирает восстановительный ремонт автомобиля. Т.е. в этом случае на машину должны поставить новые комплектующие за счет страховой компании.

Предлагаем ознакомиться:  Может ли оформить осаго не собственник авто

2. Износ учитывается, если автовладелец получает денежную выплату. Т.е. при денежной выплате возмещения водитель получает лишь часть суммы, требующейся для ремонта.

Сроки выплат

Прежние правила позволяли пострадавшему компенсировать причиненный ущерб двумя способами:

  • получить страховую выплату в рамках полиса;
  • перечислить денежные средства автосервису за ремонт.

Пострадавший мог отказаться от ремонта и получить денежную компенсацию.

По новым правилам произведенный ремонт полностью компенсируется полисом. При этом законодательством предусмотрены случаи, когда компенсацию можно получить.

Критерии отсутствия возможности восстановить транспортное средство определены в пункте 18 статьи 12 Федерального закона от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ.

К ним отнесены:

  • невозможность проведения ремонта;
  • стоимость транспортного средства равна или превышает цену восстановительных работ.

Такой случай определен пунктом 16.1 статьи 12 ФЗ-№ 40. В этом случае подтверждением будет являться свидетельство о смерти, выданное органами ЗАГС. Также потребуется подтвердить родство с покойным. Это может быть свидетельство о рождении или справка из ЗАГСа.

В данной ситуации применима норма закона, действующая в случае смерти потерпевшего. Заинтересованному лицу нужно доказать свое состояние. Степень тяжести вреда определяется медицинской комиссией, которая выносит заключение. Такой документ будет подтверждать обоснованность требований пострадавшего.

В таком случае нужно представить удостоверение инвалида. Такие лица имеют право на получение денежной компенсации согласно пункта 16.1 статьи 12 ФЗ-№ 40. Кроме удостоверения потребуется представить заключение, в котором будет указано, что специальное транспортное средство требуется в связи с медицинскими показаниями.

Если стоимость ремонта превышает размер максимальной выплаты по страховке, ущерб можно компенсировать деньгами. Подтверждением в данном случае будет являться заключение эксперта.

Обоюдность вины пострадавшего подтверждается протоколом, составленным сотрудниками ГИБДД. В таком случае размер компенсации будет зависеть от степени вины пострадавшего.

Отсутствие у мастерского договора с производителем может создать проблемы для владельца автомобиля. В таких случаях возникает риск некачественного ремонта. Необходимо потребовать в автосервисе информацию, которая подтверждает факт отсутствия договорных отношений с производителем транспортного средства. Лучше всего оформить это справкой.

Такая ситуация может сложиться, если в течение года Центральный банк РФ выявит два и более нарушений страховой компанией своих обязательств, в части касающейся проведения ремонта, например, нарушались сроки выполнения работ или не оплачивались такие расходы. В таких случаях ЦБ вправе запретить страховой компании на срок до одного года возмещать ущерб ремонтом, и обязать компенсировать ущерб денежными выплатами. Соответствующее решение должно быть направлено в СК.

При заключении договора со страховой компанией необходимо внимательно изучить все условия сделки. Особое внимание нужно обратить на порядок компенсации за ущерб от ДТП. В договоре должно быть прямо указано право пострадавшего на получение денежной компенсации за причиненный ущерб. Оно должно быть безусловным, с учетом требований действующего законодательства. Только в этом случае можно рассчитывать на получение денежной компенсации.

В пункте 15.2 статьи 12 ФЗ-№40 указан срок выполнения ремонта транспортного средства. Он составляет 30 календарных дней. Если указанный срок нарушен, то страховая компания выплачивает пострадавшему 0,5% от суммы компенсации, за каждый день просрочки. Выплата не должна превышать размер возмещения (пункт 21 статьи 12 ФЗ-№40).

Также обязанностью СК является выдача направления на ремонт автомобиля. Она должна состояться в течение 20-ти календарных дней. При нарушении такой обязанности пострадавший будет получать неустойку в размере 1-го процента от суммы компенсации (пункт 21 статьи 12 ФЗ-№40).

  • относится к категории легковых ТС;
  • находится в собственности физлица;
  • зарегистрирован на территории РФ.

Ремонт по ОСАГО заменит выплаты

Но есть исключения. То есть деньги вместо ремонта по ОСАГО в 2020 году можно получить в том случае, если:

  • машина не подлежит восстановлению;
  • потерпевший в результате аварии умер, либо же ему был нанесен средний или тяжкий ущерб здоровью;
  • пострадавший – инвалид;
  • цена ремонта составляет 400 тыс. рублей или свыше;
  • между потерпевшим и страховой фирмой просто есть соответствующая договоренность о том, что все-таки делается выплата деньгами, а не выдается направление на ремонт по ОСАГО;
  • у страховщика вообще нет заключенных соглашений ни с одной станцией, где производится ремонт;
  • страхователь в заявлении на заключение договора ОСАГО указал, на какой СТО он хочет организовать ремонт, но страховая фирма не смогла по каким-либо причинам дать направление туда уже при возникновении страхового события, и поэтому дает направление на другую станцию, а страхователь попросту отказывается от ремонта на этой другой СТО (отказ в данном случае – полное право потерпевшего, и при наличии такого отказа выплачиваются деньги, то есть ремонта не будет – аб. 2 ч. 3.1. ст. 15 ФЗ № 40).

В ФЗ № 40 и Положении ЦБ № 431-П ничего не сказано про то, как именно осуществляется ремонт по ОСАГО. В том числе, и не говорится о том, какие документы нужно предоставить на СТО (кроме направления), может ли страхователь осуществлять промежуточный контроль ремонтных работ в период с начала и до конца их проведения или нет.

В силу аб. 13 п. 4.17. Положения ЦБ № 431-П, срок ремонта по ОСАГО в 2020 году определяется потерпевшим и СТО по согласованию между собой. Согласованный данными сторонами срок СТО указывает в направлении на ремонт, которое принесет потерпевший при передаче поврежденного ТС на станцию.

Внимание

Законодательством ограничивается максимальный срок ремонта. На основании п. 6.1. Положения ЦБ № 431-П, этот срок составляет 30 суток и исчисляется с того момента, как потерпевший передаст ТС на станцию (или передаст страховщику для организации транспортировки, если машина не на ходу).

То есть стороны могут договориться, что ремонт по ОСАГО будет осуществлен за 2, 3, 5, 10 дней и др., но в любом случае не более 30 суток, так как стоит ограничение в законодательстве.

Процесс подачи искового заявления, перечень документов, прилагаемых к нему, и другие нюансы, регламентируются действующим гражданско-процессуальным законодательством (ст. 131, 132 ГПК). 

Общая процедура выглядит следующим образом:

  1. определение подведомственности (см. ст. 23 и 24 ГПК);
  2. определение территориальной подсудности (ст. 28 и 29 ГПК);
  3. оформление полномочий представителя согласно ст. 53 ГПК (если дело планируется решать в суде не лично, а через свое доверенное лицо);
  4. уплата государственной пошлины за подачу иска, размер которой определяется из цены исковых требований (см. п. 1 ч. 1 ст. 333.19. НК РФ);
  5. ожидание принятия судьей иска к рассмотрению (ст. 133 ГПК);
  6. осуществление действий, которые могут быть выполнены сторонами спора при подготовке к судебному разбирательству (ст. 149 ГПК);
  7. непосредственно участие в судебных заседаниях (Глава 15 ГПК);
  8. заслушивание решения суда (ст. 193 ГПК) и, при несогласии с ним – подача апелляционной жалобы в порядке, установленным Главой 39 ГПК.
  • Уничтожение автомобиля. Если купить новый автомобиль оказывается дешевле, чем ремонтировать поврежденный.
  • В случае смерти потерпевшего (владельца автомобиля).
  • Если стоимость ремонта автомобиля превышает 400 000 рублей (либо 50 000 рублей при оформлении ДТП без сотрудников полиции) и потерпевший не согласен оплатить недостающую стоимость ремонта.
  • Если все участники ДТП признаны его виновниками, т.е. имеет место обоюдная вина и потерпевший не согласен оплатить недостающую стоимость ремонта.
  • Если ни одна из станций по ремонту, с которыми сотрудничает страховая компания, не соответствует следующим требованиям: срок проведения ремонта не более 30 дней, расстояние от места жительства или места ДТП до места ремонта не более 50 километров, сохранение гарантии поврежденного транспортного средства. Перечисленные требования подробно рассмотрены в следующей статье.
  • При наличии соглашения между водителем и страховой компанией.

Ситуации, в которых владелец легкового автомобиля может выбрать между восстановительным ремонтом и денежной компенсацией:

  • Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего.
  • Если потерпевший является инвалидом (любой группы, либо ребенком-инвалидом).
  • Если владелец автомобиля в заявлении при заключении договора ОСАГО указал станцию технического обслуживания и возможность ремонта на указанной станции отсутствует.

Обратите внимание, если Вы категорически не хотите ремонтировать автомобиль по направлению страховой компании, то Вы всегда можете попытаться заключить соглашение о получении выплаты (в соответствии с абзацем ж). Страховая не обязательно согласится на это, но попытаться все же стоит.

Итак, в целом вся процедура возмещения ущерба состоит из следующих этапов:

  1. Вы собираете документы для возмещения ущерба от страховой по ОСАГО,
  2. обращаетесь с ними и с заявлением в страховую компанию,
  3. страховая по ОСАГО решает, выплатить компенсацию Вам деньгами или выдать направление на ремонт,
  4. выдаёт направление, с которым Вы обращаетесь за восстановлением машины в заранее утверждённый СТОА, в выборе которого Вы должны договориться со страховщиком,
  5. Вам ремонтируют автомобиль, Вы его забираете или оспариваете качество ремонта и далее Вам бесплатно переделывают работы либо мотивированно отказывают в этом.

Вы собираете документы → Подаёте их в страховую компанию → Вам выдают направление на ремонт → Вы ремонтируете автомобиль

20 дней. Этот срок одинаков как для выплаты денежными средствами в качестве возмещения ущерба, так и при компенсации ремонтом автомобиля. Срок регулируется Федеральным законом Об ОСАГО, пунктом 21 статьи 12.

Срок 20 дней для выдачи направления на ремонт по ОСАГО начинается со дня подачи полного пакета документов в страховую компанию. Считаются при этом, календарные дни, кроме праздничных нерабочих – то есть в срок включаются обычные выходные, но не включаются праздничные выходные.

Предлагаем ознакомиться:  Возмещение вреда здоровью при ДТП

Возможность выбора автосервиса при покупке ОСАГО

31. В заявлении о заключении договора обязательного страхования страхователь вправе указать станцию (станции) технического обслуживания, которая соответствует предусмотренным правилами обязательного страхования требованиям к организации восстановительного ремонта и выбрана им из предложенного страховщиком перечня станций технического обслуживания, либо при наличии согласия страховщика в письменной форме иную станцию технического обслуживания, на которой страховщиком, застраховавшим ответственность страхователя, при наступлении страхового случая будет организован и (или) оплачен восстановительный ремонт поврежденного транспортного средства в рамках прямого возмещения убытков.

При подаче потерпевшим заявления о прямом возмещении убытков в случае отсутствия у страховщика возможности организовать проведение восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего на указанной им при заключении договора обязательного страхования станции технического обслуживания потерпевший вправе выбрать возмещение причиненного вреда в форме страховой выплаты или согласиться на проведение восстановительного ремонта на другой предложенной страховщиком станции технического обслуживания, подтвердив свое согласие в письменной форме.

Это довольно интересное нововведение, на которое следует обратить внимание. Начиная с 28 апреля 2017 года у водителя появится возможность заранее выбрать автосервис, где он будет ремонтировать автомобиль в случае дорожно-транспортного происшествия.

Автовладелец может либо выбрать станцию техобслуживания из списка, предложенного страховой компанией, либо предложить страховой компании собственный вариант автосервиса. Так что если Вы заинтересованы в ремонте в какой-то определенной фирме, например у официально дилера, то рекомендую заявить об этом непосредственно перед покупкой страхового полиса.

На какие договоры ОСАГО распространяются нововведения?

Ремонт по ОСАГО заменит выплаты

4. Федеральный закон от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (в редакции настоящего Федерального закона) применяется к договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, заключенным после дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Обратите внимание, восстановительный ремонт будет иметь приоритет над денежными выплатами только в том случае, если договор ОСАГО заключен после 28 апреля 2017 года. На «старые» страховые договоры это требование не распространяется.

При этом значение имеет именно дата заключения договора, а не дата начала его действия.

Например, если срок действия Вашего договора ОСАГО завершается 1 мая 2017 года и Вы хотите сохранить возможность выбора между страховыми выплатами и восстановительным ремонтом, то можно поступить следующим образом. До 28 апреля 2017 года обратитесь в страховую компанию и приобретите новый полис ОСАГО.

Также хочу напомнить, что в следующей статье серии «Реформа ОСАГО в 2017 году» рассмотрены особенности проведения восстановительного ремонта.

Удачи на дорогах!

Как не доплачивать за ремонт по ОСАГО?

Доплачивать за ремонт по ОСАГО в 2020 году страхователю ничего не нужно (по общему правилу), так как, в соответствии с п. “б” ч. 18 ст. 12 ФЗ № 40, страховщик обязан оплатить станции техобслуживания траты, связанные с восстановлением машины до состояния, в котором она пребывала до наступления страхового случая.

ОСАГО: деньги или ремонт? Как получить выплату вместо починки машины?

На основании ч. 19 ст. 12 ФЗ № 40, в указанные расходы включаются:

  • материалы, запасные части (при этом ставятся новые детали, то есть бывшие в употреблении устанавливать нельзя – аб. 3 ч. 15.1. ст. 12 ФЗ № 40);
  • оплата услуг работников СТО.
ВАЖНО

Однако, на основании аб. 7 ч. 17 ст. 12 ФЗ № 40, если стоимость ремонта свыше 400 тыс., тогда страховщик обязан спросить страхователя – согласен ли он доплатить. Если согласен, сумма такой доплаты указывается в направлении. Если не согласен, тогда ремонта не будет, а выплатят денежную компенсацию (п. “д” ч. 16.1. ст. 12 ФЗ № 40).

Если машина на гарантии

Завод-изготовитель машины несет ответственность за заводской брак или производственный дефект в течение гарантийного срока, составляющего, как правило, 3 года или 100000 км пробега (в зависимости от того, что наступит раньше).

К сожалению, официальные представители крупных производителей автомобилей едины в своем мнении – если будет выявлена причинно-следственная связь между проведением ремонта не у официального дилера, а в сторонней автомастерской, и возникшей в автомобиле неисправностью, которая имеет не заводское происхождение, то устранение именно этой неисправности не будет осуществляться по гарантии.

Как видим, если по ремонту ОСАГО был заменен, например, бачок стеклоомывателя, то по гарантии его потом заменить уже будет нельзя. Остальные, неменявшиеся детали – можно.

Внимание

Все вышесказанное не распространяется на ТС, с года выпуска которых прошло менее 2 лет (п. 6.3. Положения ЦБ № 431-П) – их обязаны восстанавливать после ДТП по ОСАГО только у официальных дилеров, которые управомочены ремонтировать эти ТС по гарантии.

Что делать если ремонт по ОСАГО сделали плохо?

Ремонт по ОСАГО в 2020 году делает станция техобслуживания согласно условиям договора между страховщиком и СТО. Непосредственно страхователь в этих правоотношениях не участвует.

Поэтому, при некачественно произведенных работах, предъявлять претензии к СТО нельзя. Все недовольства нужно высказывать именно страховщику.

Ремонт по ОСАГО заменит выплаты

На основании аб. 2 ч. 1 ст. 16.1. ФЗ№ 40, досудебный (претензионный) порядок является обязательным. То есть сначала подается претензия в страховую, а потом (если страховщик не удовлетворит требования, содержащиеся в ней, или попросту проигнорирует саму жалобу), то уже можно обращаться в суд.

К сведению

Срок подачи претензии ни ФЗ № 40, ни Положением ЦБ № 431-П не регламентируется. Сказано лишь про срок ее рассмотрения страховщиком – 10 календарных дней (кроме праздничных нерабочих). Вероятно, что подавать нужно в разумный срок (а лучше – сразу после обнаружения недостатков ремонта).

Претензию, в силу последнего абзаца п. 5.1. Положения ЦБ № 431-П, можно:

  • отправить по почте заказным письмом с обязательной описью вложения;
  • послать через электронную почту, указанную на официальном сайте страховой фирмы в телекоммуникационной сети “Интернет”;
  • вручить лично страховщику в офисе под расписку.

Обратите внимание, чаще всего при выдаче направления в сервисный центр страховая Вам предложит подписать некие бумаги. Подписывать ничего не нужно, кроме заявления и извещения о ДТП на этапе подачи документов. И даже в заявлении, если бланк Вам дала страховая компания (а оно пишется в свободной форме – Вы можете написать его дома на компьютере), нельзя заполнять поля, которые не требуются прямо для выдачи направления, для Вашей же безопасности.

Очень часто страховые хитрят и дают Вам дополнительные соглашения либо указывают нужные им поля в заявлении. К таким полям могут быть отнесены:

  • согласие на доплату в автосервисе, если суммы возмещения не хватит (вследствие занижения суммы оценки ущерба),
  • согласие на предоставление любого СТОА из списка на выбор страховщика, тогда как при определённых условиях (о них ниже) автосервис должен быть только дилерский,
  • согласие на использование б/у запчастей на СТОА при восстановительном ремонте.

Есть ещё целый ряд других условий. Если Вам что-то кажется подозрительным, просто не заполняйте поля и не подписывайте никакие отдельные бумаги. Кроме страховой, Вам и в сервисе могут предложить подписать что-нибудь, а там ещё хуже – Вы можете подписать договор цессии – переуступки права требования от страховой.

Таким образом, Вы продадите в автосервис право требования выплаты за восстановление машины. В результате машину Вам починят исключительно в порядке обычного оказания услуги. И, если подписываемый документ Вы не читали, то восстановить авто могут частично, б/у запчастями, некачественно выполнив работы и так далее.

То есть Ваша задача – не соглашаться на какие-либо доплаты и в целом не подписывать ничего, кроме заявления, написанного исключительно Вами, и извещения о ДТП ещё на этапе подачи документов в страховую. Обязанности доплачивать у Вас нет, а у страховой есть обязанность отремонтировать до состояния до аварии Ваш автомобиль.

Заключение

Человек имеет право выбора вида компенсации, если ситуация соответствует требованиям Закона. Выгоду определяет сам пострадавший, исходя из особенностей ситуации. Например, повреждения незначительные и устранить их человек может сам. В этом случае лучше выбрать денежную компенсацию. А если повреждения серьезные нужно отдать предпочтение ремонту.

Итак, законодательством об ОСАГО установлено право некоторых категорий страхователей выбрать – натуральное или денежное возмещение. Если осуществляется ремонт по ОСАГО в 2020 году, то он должен быть завершен в срок не более 30 дней. Претензионный порядок урегулирования разногласий между страховщиком и страхователем по поводу осуществленного ремонта является обязательным.

Вопрос Ответ
Есть ли гарантия на работы по ремонту ОСАГО, проводимые станцией техобслуживания? Да, гарантия на кузовные и лакокрасочные работы составляет 1 год, на остальные работы – 6 месяцев.
Могут ли при ремонте ТС по ОСАГО в 2020 году использовать бывшие в употреблении узлы и агрегаты? Могут, но только если это указано в договоре ОСАГО между страховщиком и страхователем. По общему правилу – нужно ставить новые запчасти.
Какую ответственность несет страховщик за нарушение сроков восстановительного ремонта по ОСАГО? В 2020 году он обязан уплатить неустойку в размере 0,5 % от суммы положенной потерпевшему суммы страхового возмещения (то есть той суммы, которая уплачивается в пользу станции техобслуживания за ремонт ТС).
Если ДТП оформлено по европротоколу, то будет натуральная или денежная компенсация? Если, согласно законодательству, потерпевшему положен ремонт по ОСГАО, то будет осуществляться именно он, если его стоимость не более 100 тыс. рублей. В иных случаях нужно доплатить, а при отказе от доплаты – выплатят компенсацию деньгами.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Осаго96
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector