Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7(499)938-71-58 (бесплатно)
Регионы (вся Россия, добавочный обязательно):
8 (800) 350-84-13 (доб. 215, бесплатно)

Понижающий тариф страховых взносов

Размеры тарифов

Об использовании пониженных тарифов страховых взносов речь можно вести только в том случае, когда организации и индивидуальные предприниматели, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, применяют УСНО или ПСНО (только ИП). В течение 2017 – 2018 годов размеры пониженных тарифов таковы:

  • на обязательное пенсионное страхование – 20%;

  • на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством – 0%;

  • на обязательное медицинское страхование – 0%.

Общеустановленные тарифы страховых взносов в 2017 – 2019 годах составляют 22 (10 – если достигнута предельная база), 2,9 (в пределах предельной базы) и 5,1% соответственно.

Изменения с 2017 года

С 2017 года страховые взносы перешли под контроль налоговых органов. Страховые взносы будут регулироваться положениями Налогового законодательства. Что касается основных тарифов страховых взносов, то на 2007 год они установлены статьей 425 Налогового кодекса РФ. При этом на 2017-2018 годы предусмотрены и пониженные тарифы страховых взносов.

Утрата права применения пониженных тарифов

Начнем с варианта применения пониженных тарифов страховых взносов в ситуации, когда используется упрощенная система налогообложения.

Итак, организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСНО, могут ориентироваться на пониженные тарифы страховых взносов (вместо общеустановленных тарифов) в том случае, если основным видом их деятельности является деятельность из перечня, приведенного в пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ. В этом перечне среди прочего числятся такие виды деятельности, как:

  • здравоохранение и предоставление социальных услуг;

  • техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств;

  • транспорт и связь;

  • предоставление персональных услуг.

С 01.01.2017 классификация видов деятельности производится на основании ОКВЭД 2, ранее – ОКВЭД 1. В ОКВЭД 1 был представлен раздел I «Транспорт и связь».

Виды деятельности, относящиеся к сфере транспорта, в ОКВЭД 2 сосредоточены в разделе Н «Транспортировка и хранение». Этот раздел включает в себя:

  • перевозку грузов и пассажиров, подчиняющуюся либо не подчиняющуюся расписанию по железной дороге, трубопроводам, автомобильной дороге, водным или воздушным транспортом;

  • сопряженную с ней (с перевозкой) деятельность, такую как деятельность вокзалов и терминалов, стоянок для транспортных средств, обработку и хранение груза и т. д.;

  • аренду транспортных средств с водителем или оператором;

  • деятельность почтовой связи.

1) деятельность сухопутного и трубопроводного транспорта (код 49). Сюда входит:

  • перевозка пассажиров и грузов по автомобильным дорогам и железнодорожным путям;

  • транспортировка грузов по трубопроводам;

2) деятельность водного транспорта (код 50);

3) деятельность воздушного и космического транспорта (код 51);

4) складское хозяйство и вспомогательная транспортная деятельность (код 52). Эта группировка включает:

  • складирование (хранение) и вспомогательную деятельность при перевозке, такую как деятельность транспортной инфраструктуры (аэропортов, портов, туннелей, мостов и т. д.);

  • деятельность транспортных агентств;

  • погрузочно-разгрузочные работы;

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

5) деятельность почтовой связи и курьерская деятельность (код 53).

Считаем доходы

Нужно учитывать, что льготный вид деятельности (в том числе деятельность в сфере транспорта и связи) считается основной при условии, что доля доходов, полученных от реализации оказанных услуг по данному виду деятельности, составляет не менее 70% в общем объеме доходов, которые за налоговый период (календарный год) не должны превышать 79 млн руб.

Обратите внимание: с целью применения пониженных тарифов страховых взносов доля доходов, полученных от деятельности в сфере транспорта и связи, определяется как совокупность доходов, полученных от всех видов деятельности, входящих в эту сферу, в общем объеме доходов организации. Подтверждение тому можно найти в Письме Минфина РФ от 08.02.2017 № 03-15-06/6663.

Предлагаем ознакомиться:  Наезд на препятствие - оформление ДТП по КАСКО, документация

А вот возможность суммирования доходов, полученных от осуществления нескольких льготных видов деятельности, положениями Налогового кодекса (ранее – Федерального закона № 212-ФЗ) не предусмотрена (Письмо Минтруда РФ от 29.09.2015 № 17-4/10/ООГ-1357). Поэтому основным видом экономической деятельности плательщика может признаваться только один вид деятельности, указанный в пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ, с долей доходов, полученных от его осуществления, не менее 70%.

Арбитры применяют такой же подход (постановления АС СЗО от 26.10.2015 № Ф07-764/2015 по делу № А26-7564/2014, ФАС ПО от 14.07.2014 № Ф06-11854/2013 по делу № А12-21975/2013). Приведем один из конкретных примеров – Постановление АС СКО от 30.01.2017 № Ф08-9721/2016 по делу № А53-217/2016. Общество в проверяемом периоде (2013 год) занималось:

  • деятельностью наземного автомобильного транспорта (внутригородские автомобильные (автобусные) пассажирские перевозки, подчиняющиеся расписанию) (код 60.21.11 по ОКВЭД 1). Доля дохода по этому виду экономической деятельности от общего дохода за 2013 год – менее 70%;

  • оказанием услуг сторонним организациям по медицинскому освидетельствованию водителей (предрейсовый, послерейсовый осмотр) и техническому предрейсовому осмотру и допуску технически исправного автомобиля к работе.

Общество считало, что предрейсовый (послерейсовый) медицинский осмотр водителей и предрейсовый технический осмотр транспортных средств являются элементами деятельности наземного автомобильного транспорта, следовательно, поступившие от указанной деятельности доходы должны включаться в размер доходов, полученных от основной экономической деятельности.

Судьи возразили. Услуги по проведению предрейсового (послерейсового) медицинского осмотра водителей относятся к медицинской деятельности, подлежащей лицензированию, и у общества соответствующая лицензия имеется. Следовательно, указанная деятельность является самостоятельной и не входит в состав основного вида экономической деятельности общества.

Вывод: у общества отсутствовали правовые основания для применения пониженного тарифа при уплате страховых взносов в спорный период, поскольку законодательством РФ не введена возможность суммирования доходов, полученных от осуществления нескольких видов льготируемой деятельности.

Другие примеры – постановления АС ВВО от 07.11.2014 № Ф01-4571/2014 по делу № А11-1903/2014, от 31.10.2014 № Ф01-4531/2014 по делу № А11-1902/2014 (в передаче данного дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано Определением ВС РФ от 09.04.2015 № 301-КГ14-9073). Судьи определили, что пассажирское автотранспортное предприятие в 2011 – 2012 годах осуществляло виды деятельности, поименованные в п. 8 ч. 1 ст. 58 Федерального закона № 212-ФЗ, а именно:

  • медицинский осмотр (код 85.14.1 по ОКВЭД 1). В отношении этой деятельности применялась УСНО;

  • техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств (код 50.20);

  • хранение автотранспортных средств на платных стоянках (код 63.21.24).

При этом доля доходов предприятия по каждому из указанных видов деятельности составляла менее 70% в общем объеме доходов. А поскольку возможность суммирования доходов, полученных от осуществления нескольких льготных видов деятельности, ст. 58 Федерального закона № 212-ФЗ не предусмотрена, применение пониженных тарифов страховых взносов неправомерно.

Если организация, основным видом экономической деятельности которой является вид деятельности в сфере транспорта и связи, применяет УСНО и осуществляет также виды деятельности, переведенные на уплату ЕНВД, то она вправе уплачивать страховые взносы по пониженным тарифам, если общая сумма ее доходов, полученных от всех видов деятельности за налоговый период, не превышает 79 млн руб.

Предлагаем ознакомиться:  Сколько составляет плата за услугу страхование задолженности

, а доля доходов, полученных от реализации оказанных услуг при осуществлении основного вида экономической деятельности, составляет не менее 70% в общей сумме доходов. Такие разъяснения представлены в Письме Минфина РФ от 08.02.2017 № 03-15-06/6730 (на это в свое время обращал внимание и Минтруд – см., например, Письмо от 05.03.2015 № 17-4/ООГ-289).

Причем такой же подход, по мнению финансистов, используется и в ситуации, когда у организации, применяющей УСНО, на уплату ЕНВД переведена непосредственно деятельность в сфере транспорта и связи, являющаяся основной (Письмо от 02.02.2017 № 03-15-05/5556).

Ранее не был против такого и Минтруд (Письмо от 02.09.2015 № 17-4/В-444), но предупреждал: если основная деятельность, переведенная на уплату ЕНВД, – это единственная деятельность в конкретном расчетном периоде (календарном годе), то применять пониженные тарифы нельзя (письма от 05.02.2016 № 17-4/ООГ-184, от 05.05.

Понижающий тариф страховых взносов

В Письме Минтруда РФ от 04.12.2015 № 17-4/В-593 рассмотрена такая ситуация.

В отчетном периоде – полугодии 2015 года единственным видом экономической деятельности организации являлось производство столярных и плотничных работ (код 45.42 по ОКВЭД 1), переведенное на уплату ЕНВД, и других видов экономической деятельности организация не осуществляла, соответственно, УСНО не применяла. При таких обстоятельствах организация была не вправе применять пониженный тариф страховых взносов за указанный отчетный период.

Однако возможно продолжение, если организация по итогам деятельности за девять месяцев года подтвердит условие о применении УСНО. Тогда организация вправе:

  • применять пониженный тариф страховых взносов с начала данного отчетного периода при соблюдении критерия о 70%-й доле доходов, полученных от производства столярных и плотничных работ, переведенного на уплату ЕНВД;

  • произвести перерасчет ранее уплаченных платежей по страховым взносам, поскольку база для начисления страховых взносов определяется нарастающим итогом с начала расчетного периода и тариф во всех случаях применяется к базе для начисления страховых взносов, формируемой с начала отчетного (расчетного) периода.

Целевые поступления ТСЖ учитываются при определении основного вида деятельности?

В связи с изменением законодательства и сменой администратора страховых взносов вновь может быть поднят вопрос, актуальный для некоммерческих организаций и решенный на уровне разъяснений чиновников и судебной практики. Речь идет о праве учитывать в составе доходов по основному виду деятельности суммы, квалифицируемые как целевые средства, не облагаемые налогом на основании ст. 251 НК РФ.

Подробно о том, как данная проблема решается сегодня, было рассказано в статье С. Н. Козыревой «Применение пониженных тарифов страховых взносов при УСНО» (№ 4, 2016). В разъяснениях Минтруда ключевой вывод звучал так: законодательством РФ о страховых взносах не установлена зависимость от применения пониженных тарифов страховых взносов плательщиками, находящимися на УСНО, от определения ими налоговой базы при применении УСНО на основании НК РФ и наличия у таких плательщиков суммы налога, подлежащей уплате в связи с применением УСНО.

С учетом того, что администратором страховых взносов станут налоговики, порядок подтверждения основного вида деятельности пока не разработан, не исключено, что при проверке чиновники будут руководствоваться данными из налоговой декларации.

Вместе с тем, учитывая, что в НК РФ не появилось никаких дополнительных норм по рассматриваемой проблеме по сравнению с имевшимися в Законе № 212-ФЗ, положение плательщиков страховых взносов не должно быть ухудшено в связи со сменой администратора взносов. В любом случае ТСЖ нужно обратить внимание на данный момент, отслеживать разъяснения контролирующих ведомств и учитывать возможные риски при планировании обязательств в рамках составления сметы расходов на будущий год.

* * *

Управляющие МКД – «упрощенцы» сохранят право на применение пониженных тарифов страховых взносов в 2017 и 2018 годах, несмотря на то что теперь функции проверки порядка исчисления и уплаты взносов будут переданы налоговикам. Особое внимание нужно обратить на то, что лимиты доходов при УСНО были повышены вдвое, но лимит доходов, дающий право на пониженные тарифы, был чуть уменьшен (79 млн руб.) и зафиксирован. Если лимит по итогам года был превышен, страховые взносы необходимо восстановить с 1 января.

Предлагаем ознакомиться:  Абхазия страховка на автомобиль

Также внимательность следует проявить ТСЖ (ТСН), поскольку не исключено, что у налоговиков появятся свои соображения, отличные от позиции Минтруда, по вопросу включения в доходы по основному виду деятельности целевых поступлений от собственников помещений на содержание общего имущества и оплату коммунальных услуг.

[1] Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

[2] Федеральный закон от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование».

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

[3] Федеральный закон от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование».

Понижающий тариф страховых взносов

Основные тарифы страховых взносов в 2017 году применяют все страхователи (организации и ИП), которые не имеют права на льготы и, соответственно, пониженные тарифы. Общие тарифы на 2017 год с учетом новых лимитов по базе страховых взносов обобщим.

Вид взносов Тариф в 2017 году
На обязательное пенсионное страхование (в пределах 876 000 рублей) 22 %
На обязательное пенсионное страхование (сверх 876 000 рублей) 10 %
На обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (755 000 рублей). 2,9%
На обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в отношении иностранцев и лиц без гражданства, временно пребывающих в РФ (кроме высококвалифицированных специалистов) (в пределах 755 000 рублей) 1,8 %
На обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (сверх 755 000 рублей) 0 %
На обязательное медицинское страхование (кроме иностранцев и лиц без гражданства, временно пребывающих в РФ, а также высококвалифицированных специалистов) 5,1 %

Дополнительные тарифы при специальной оценке

Виды работ Доптарифы
Подземные работы, работы с вредными условиями труда и в горячих цехах 9 %
Работы с тяжелыми условиями труда 6 %
Для женщин на работах в качестве трактористов-машинистов в сельском хозяйстве, других отраслях экономики, а также в качестве машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин
Для женщин в текстильной промышленности на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью
В качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы
На работах в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах
Иные виды работ, предусмотренные п.п.7-18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ
Класс условий труда Подкласс условий труда Доптариф на пенсионное страхование
Опасный 4 8%
Вредный 3.4 7%
3.3 6%
3.2 4%
3.1 2%
Допустимый 2 0%
Оптимальный 3 0%

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl Enter.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Осаго96
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector