Полисы древней греции кратко

Кризис общественно-политического обустройства

Верховным органом властив Спарте формально считалось народное собрание — апелла — фактически лишенное законодательной власти и не игравшее значительной роли в политической жизни страны. Оно созывалось по решению должностных лиц. В собрании могли участвовать спартиаты, достигшие 30-летнего возраста и сохранившие свои наделы.

Народное собрание решало такие вопросы, как избрание должностных лиц, выбор главы военного похода; оно принимало решения в случае возникновения спора о престолонас­ледии. Народное собрание участвовало в законотворческой деятельности, но не обсуждало законов: они либо принимались, либо от­вергались целиком, причем голосование производилось криками либо разделением участников собрания на группы.

Государство возглавлялось двумя царями (архагетами), которые выполняли функции военных вождей, были верховными жрецами, осуществляли судебную власть. Однако их полномочия были ограничены герусией, а затем и кол­легией эфоров — — высшим контрольным органом, избиравшимся на­родным собранием.

Важное место в государственном устройстве Спарты занимала Коллегия эфоров,которая была органом спартанской олигархии, руководившим всеми сторонами жизни спартанского общества. Инициатива создания этой коллегии исходила от легендарного спартанского государственного деятеля Ликурга в процессе создания его ретры — договора о государственном устройстве Спарты.

Если первоначально в руках коллегии эфоров находилась только гражданская юрисдикция, то вскоре в их компетенцию вошли созыв и руководство деятельностью герусии и народного собрания, в их ведении оказались вопросы внешней политики и внутреннее управление страной. В своей деятельности эфоры давали отчет только своим преемникам.

Полисы древней греции кратко

Геруссия или Совет старейшин был органом власти, унаследо­ванный от спартанской родоплеменной организации. Герусия состояла из 28 геронтов, пожизненно избираемых народным собранием из среды наиболее знатных спартиатов, достигших 60-лет­него возраста. В герусию входили и оба архагета. Первоначально герусия рас­сматривала вопросы, выносившиеся на обсуждение Народного собра­ния, и тем самым направляла его деятельность. С усилением власти эфоров уменьшалось значение герусии.

Несмотря на огромное количество городов, их политическое обустройство было сравнительно одинаковым. Во всяком случае существовали какие-то общеупотребительные правила. Так, все города Древней Греции имели следующие законодательные органы:

  • Народное собрание (апелла, эклессия).
  • Собрание полноправных старших граждан, «почетных членов» (герусия, ареопаг, сенат).
  • Отдельно выбираемые должностные лица (магистраты).

Народное собрание — наиболее демократическая форма политической жизни общества того времени — было в каждом полисе. Именно за счет наличия этого управленческого органа в полной мере реализовалось право каждого совершеннолетнего гражданина на участие в государственной деятельности.

Впрочем, не следует считать, что внутри полиса царили мир и согласие. Различные слои общества вели постоянную политическую борьбу, обеспечивая себе и своим представителям перевес в народных собраниях, чтобы выбирать своих людей на более высокие места. Города Древней Греции могли быть или олигархическими (Спарта), или же демократическими (Афины).

Далеко не всегда преобладание объяснялось одними лишь интригами: в полисе могло быть много землевладельцев-аграриев или же ремесленников и торговцев. Чем сильнее в численном отображении был тот или иной социальный слой, тем более весомым считалось мнение его представителей на собраниях. Так, Коринф был эталонным торгово-ремесленным полисом, тогда как Спарта относилась к земледельческим государствам.

С ростом числа рабов и все большей ориентированностью на труд невольников греческие города-государства превращаются в одну из форм сугубо рабовладельческого общества. В результате этого многие частные земледельцы попросту разоряются, будучи не в силах терпеть конкуренцию с бесплатным рабским трудом.

Античная форма собственности практически полностью деградирует и разрушается, полисы вступают в эпоху кризиса. Несмотря на то что большая часть городов переживала свой расцвет приблизительно в V веке до нашей эры, всего через 100 лет начался их массовый упадок и скатывание к банальному рабовладению и диктатуре.

Полисы древней греции кратко

Таким образом, основные этапы развития Древней Греции не отличаются чем-то необычным: двигаясь от примитивного родового строя к общинам, греки в конце концов пришли к модели развитого рабовладельческого общества. В общем-то, именно это и послужило причиной ослабления их страны.

Право Древней Греции.

Право древней Греции следует рассмотреть на примере Древних Афин, имевших наиболее развитую по сравнению с другими полисами правовую систему. Главным источником правав Древних Афинах первоначально был неписаный правовой обычай, а в 621 г. до н.э. появилось писаное право — Законы Драконта, запись действовавших обычно-правовых норм.

Для Афинского права собственности характерно деление имущества на движимое (земля, рабы, скот) и недвижимое (деньги, драгоценности).

Среди вещных прав существует собственность и владение. Личная собственность считалась производной от государственной. Пред­ставления о правах собственника в Древней Греции еще не сложилось.

Обязательственные правоотношения могли возникать как из письменного до­говора, так и из устного соглашения, а также из деликта.

Афинское право регламентировало различные виды договоров,в том числе: договор купли-продажи; договор найма; договор ссуды; договор подряда; договор займа; договор хранения вещей; договор товарищества; договор поручения; комиссионный договор.

Договоры обычно заключались в письменном виде, а основанием договораслужило всякое соглашение любого содержания.

Обязательства из деликтов возникали в случае причинения имуществу любого вреда.

— задаток;

Полисы древней греции кратко

— залог;

— поручительство.

Брак в Афинах представлял собой договор, который заключался главой семьи. Вступление в брак считалось обязательным, хотя безбрачие не влекло наказаний. Женщина в семье занимала подчиненное положение. Развод, свободный для мужа, был затруднен для жены. Власть отца над детьми первоначально была очень широкой, но с течением времени сузилась.

Афинское право знало наследование по закону и по завещанию. При наследовании по законувыделяли наследников первой очереди — сыновей. При отсутствии сыновей наследство умершего отца могли по­лучить дочери. Если не было прямых наследников, то наследовали бо­ковые родственники. Внебрачные дети наследниками отца не являлись.

В понятии преступления и наказания заметны пережитки родового строя. В отдельных случаях признавалась кровная месть. Дела об убийстве, тяжких телесных повреждениях начинались по жалобе потерпевшего или его родственников. Обвинение могло носить характер частный или публичный» Во втором случае оно затрагивало интересы государства, обвинитель добивался наказания.

— государственные преступления;

— преступления против семьи;

— преступления против личности;

— преступления против собственности.

Полисы древней греции кратко

К особо опасным преступлениям против государства были отнесены: измена отечеству, обман народа, оскорбление богов, святотатство, вне­сение противозаконных предложений в народное собрание. По закону от 410 г. до н.э., всякий, кто пытался ниспровергнуть демократию в Афи­нах, объявлялся врагом отечества и народа, лишался покровительства закона, мог быть убит, а его имущество подлежало конфискации.

Также к тяжким преступлениям было отнесено убийство в храме; если кто повредил священные оливы, находившиеся под защитой ареопага, проклятье ложилось на потомков убийц. Карались штрафом те, кто сочинял ложные доносы (сикофанты), зани­мался клеветой, шантажом. Должностные лица, уличенные во взяточни­честве, хищении, могли откупиться штрафом в десятикратном размере.

Грабители, разбойники могли быть проданы в рабство. Ночного вора разрешалось убивать на месте. Однако последний мог избежать наказа­ния, уплатив стоимость украденной вещи или вернув ее владельцу. На­казанию могли подвергаться статуи, камни, бревна, животные, если они были причиной смерти человека.

— смертной казни;

— продажи в рабство;

— штрафа;

— конфискации имущества;

— бесчестья, то есть лишения гражданских прав.

Тюремного заключения не было. Главной целью наказанияявлялось причинение страданий преступнику. При выборе наказания проводилось различие между умышленными и неосторожными пре­ступлениями, между подстрекателем и исполнителем преступления. Было также известно понятие самообороны.

В Афинах судебный процесс начинался обычно лишь после получения должностным лицом жалобы. Подать ее могли только полноправные афинские граж­дане. Жалобу за женщину и несовершеннолетнего приносил глава се­мьи, за метэкего — его простат, за раба — его господин. Дела делились на два вида: частного и публичного обвинения.

Предлагаем ознакомиться:  Порядок оформления страхового полиса

Полисы древней греции кратко

Затем должностное лицо, получившее жалобу, производило предвари­тельное расследование. Если со стороны истца или ответчика не поступало письменных возражений против рассмотрения дела по суще­ству, судьи переходили к его рассмотрению. Все необходимые доказа­тельства по делу представлялись самими сторонами.

Потерпевший или истец должен был позаботиться о явке свидетелей. Затем начиналось судебное разбирательство и стадия вынесения решения или приговора, на котором решение принималось тайным голосованием. Мера наказания предлагалась участниками процесса. Женщин и несо­вершеннолетних в качестве свидетелей не привлекали, к рабам при до­просе применялись пытки.

Правовые воззрения древних греков, учения об этике Антифона, Аристотеля, Демосфена оказали большое влияние на процесс становления римского права.

После нормандского завоевания середины XI в. в Англии сохранились судебные порядки и обычаи англосаксонских времен. Влияние новой монархии было еще слабым, чтобы подчинить себе и переустроить юстицию разных областей страны. Вильгельм Завоеватель предписал придерживаться для единообразия « хороших и испытанных законов Эдуарда Исповедника».

— вызов на суд, личное обвинение;

— соприсяжничество;

— испытание в виде ордалий, поручительство соседей или клана;

— объявление преступника изгоем и « вне закона» (сх. 8).

Схема 8.

Правовым новшеством норманнов стал обычай решать дела судебным поединком — своеобразной, полуспортивной схваткой тяжущихся с использованием примитивного вооружения (щита, палки и т.п.). В отношении движимых имуществ также полностью были сохранены правила англосаксонского права. Дела о землях регулировались впредь по нормандским обычаям (с именем Вильгельма, еще в бытность его герцогом Нормандским, связывается одна из самых ранних записей феодального права). Дела семейные подлежали праву и юрисдикции церкви.

На протяжении второй половины XI — первой половины XII в. сложилась новая королевская юстиция.

Первоначально ее деятельность ограничивалась узким кругом дел, непосредственно касавшихся короны или споров между крупными вассалами. Со временем королевская юстиция усилила вмешательство и в другие категории дел, в особенности связанные с земельными спорами и со статусом держателей земельных прав — сначала в виде единичных приказов о защите права, потом и о других категориях дел.

— возможностью рассмотрения дела по выбору истца не только земскими, но и королевскими странствующими судьями;

— учреждением центральных официальных судов под властью короля.

Странствующие судьи появились еще до реформы (с 1130-х гг. известны разъездные судебные комиссары). Но лишь с 1166 г. институт таких судей стал постоянным. Первоначально они представляли комиссии из баронов и прелатов, которым поручалось расследовать обвинения против шерифов. С конца XII в. в их компетенцию были включены уголовные дела, дела, связанные с созывом ополчения.

Постоянным судебным ведомством стал королевский суд в Вестминстере (curia regis). Для обсуждения запросов судебных комиссаров было назначено 5 постоянных судей. Со временем при суде сложился свой персонал, установилась коллегиальная практика обсуждений. В конце XII в. обособилось гражданское отделение суда.

Согласно Вестминстерскому статуту, принятому в интересах сословий в период кризиса XIII в., было установлено, чтобы королевские судьи являлись для слушания дел непосредственно в графства. Там они разбирали дела с участием местных присяжных. Суд присяжных также получил официальное признание с реформами Генриха II.

Уголовные обвинения в рядовых преступлениях должны были выдвигаться особым собранием жителей графств — в числе 24 (с XIV в.) (Большое жюри); Дальнейший разбор дела велся судьями. Они выносили приговор с привлечением 4 — 6 представителей сотен (Малое жюри). Впоследствии участие присяжных было признано необходимым и при решении земельных споров королевскими судьями. Присяжные играли важную роль особенно в уголовных делах: они определяли событие преступления и человека, подлежащего ответственности.

На протяжении XIII — XIV вв. королевская юстиция в рамках общего совета — сипа — специализировалась, выделилось несколько особых учреждений со своей компетенцией. Одним из первых оформился Суд королевской скамьи (в середине XIII в., вместе с упразднением должности главного юстициария Англии). В нем заседали 4-5 советников-юристов и председатель. Суд решал уголовные дела, обладал полицейской властью, правом рассматривать апелляции на земские решения.

С конца XIII в. обособился Суд общих тяжб. Он состоял из профессиональных юристов (позднее — докторов права) и имел монопольное право на рассмотрение некоторых категорий исков между подданными, если те не затрагивали интересов короны. Компетенция его была обширной и неопределенной: иски о защите земельных владений, нарушении соглашения и др.

Особой инстанцией был Суд казначейства. В нем разбирались дела о финансовых спорах главным образом между подданными и короной (суд и образовался первоначально в XII в., как особое присутствие в казначействе). Затем в нем стали вообще разбирать дела, которые можно было представить как «нарушение долга».

Английская буржуазная революция XVII в.

Уже к началу XVII в. королевская власть в Англии стала оплотом отживавших феодально-абсолютистских порядков. Экономически и соци­ально усилившиеся буржуазия и новое дворянство стремились само­стоятельно направлять политику правительства в своих интересах. В нижней палате парламента они нашли готовое политическое орудие для осуществления своих целей.

Полисы древней греции кратко

Схема 1.

Таблица 1.

Причины Английской буржуазной революции

1. Противоречия между нарождающимся капиталистическим и старым феодальным укладами.

2. Недовольство политикой Стюартов, обострение отношений и откры­тый разрыв между парламентом и королем в правление Карла I.

3. Противоречия между англиканской церковью и идеологией пурита­низма. Главные движущие силы революции: городские низы и крестьянство во главе с буржуазией и новым обуржуазившимся дворянством — джентри. Повод — роспуск королем Карлом I Стюартом «Короткого Парламента» (апрель-май 1640 г.), созванного им после 11-летнего перерыва с целью получения субсидий для ведения войны против Шотландии.

Именно в это время набирает силу общественное религиозно-политическое движение — пуританизм, ставшее идеологическим оружием оппозиции абсолютизму (сх. 2).

Схема 2.

Кроме того, начало революции ускорилось еще поражением Англии в англо-шотландс­кой войне 1637 — 1639 гг. Непрерывные крестьянские и городские восстания, отсутствие денег, недовольство не только в народных низах, но и среди финансистов и купечества сделали положение монархии безвыходным и заставили Карла I Стюарта созвать новый парламент (табл. 2).

Таблица 2.

I.  Конституционный этап революции ( 1640 — 1642 гг. ) Ноябрь 1640 г. — созыв нового парламента, получившего название «Долгий Парламент» (1640-20.04.1653 гг.). Парламент принял ряд законов по ограничению королевской власти и демократизации общественной жизни. Обсуждение «Великой ре­монстрации» — декларации, содержавшей обвинение абсолютизму и программу действий: завершение реформации, свобода торговли и предпринимательства, установление буржуазно-конституционной монархии, — раскололо парламент на две партии:

Этот состав Парламента, вошедший в историю под названием «Долгий», с момента созыва и работавшего с 3 ноября 1640 года до 20 апреля 1653 года, начинается конституционный этап революции.

Полисы древней греции кратко

1. «Трехгодичный акт», предусматривавший созыв парламента каждые три года независимо от воли короля;

2. Билль о самороспуске парламента (о недопустимости роспуска существующего парламента без его согла­сия);

3. Великая Ремонстрация — политический памфлет,содержавший обширный (204 статьи) перечень злоупотреблений Короны и отражавший интересы буржуазии и нового дворянства. Ее основу составляли вопросы об обеспечении собственно­сти на землю и защите движимого имущества от притязаний короны, о свободе торговли и предпринимательской деятельности, о прекраще­нии религиозных преследований и финансового произвола, о полити­ческой ответственности должностных лиц перед парламентом; выдви­гались также требования произвести реформацию церкви.

Долгим парламентом были разрушены основы абсолютизма. В 1641 г. Были ликвидированы чрезвычайные королевские суды — «Звездная палата» и «Высокая комиссия»; ограничено юрисдикция и состав Тайного совета; уничтожены все монопольные патенты и привилегии, а их обладателей удалены из парламента; привлечены к суду и казнены ближайшие советники короля — лорд-канцлер Страффорда и архиепископ Лода.

Предлагаем ознакомиться:  Проверить полис осаго на подлинность ресо

Документы, принятые Долгим парламентом значительно ограничивали королевскую власть и содействовали утверждению конституционной монархии. Од­нако пресвитериане (лендлорды и крупная буржуазия), занявшие гос­подствующее положение в парламенте, опасались углубления револю­ции, и к осени 1642 г. политический конфликт перерос в вооруженный (табл. 3).

Таблица 3

II.  Первая гражданская война. Господство пресвитериан в Парламенте (1642-1646 гг.) Авг. 1642 г. — Карл I объявил войну Парламенту (северные графства поддерживали короля). Парламент организовал Комитет обороны и принял постановление о наборе 10-тысячной армии под командованием графа Эссекса. Военные неудачи парламентской армии (поражение при Эджхилле 23 октября 1642 г. и др.) требовали ее реорганизации.
Полисы древней греции кратко Оливер Кромвель. Рис. 1.

В августе 1642 г. королем была объявлена война парламенту. Т.е. началась первая гражданская война. С обеих сторон были созданы регулярные армии. Нерешительная политика пресвитериан привела к тому, что парламен­тская армия потерпела поражение в первом же сражении. После этого военное руководство перешло в руки индепендентов во главе с Кром­велем (рис. 1). Зимой 1645 г.

в соответствии с «Ордонансом о новой модели», принятым парламентом, была создана новая парламентская армия, которая должна была содержаться за счет государства. Рядовой состав комплектовался из свободных крестьян и ремесленников. Офицерские должности замещались по способностям вне зависимости от происхож­дения. Летом 1645 г.

Таблица 4.

III. Вторая гражданская война (1648- 1649 гг.). Провозглашение республики
февр. 1648 г. — Карл 1 вступил в сговор с шотландцами и вновь раз­вязал войну. авг. 1648 г. — победа революционных сил у Престона; разгром роя­листов и шотландцев
  Левеллеры (уравнители) Диггеры (истинные уравнители)
Идеологи Джон Лильберн Джерард Уинстенли
Программный документ «Народное соглаше­ние» — конституция мелкобуржуазной де­мократии. Памфлеты: «Новый закон справед­ливости», «Закон свобо­ды»
Политическое переустройство Республика; однопа­латный парламент, из­биравшийся каждые два года; всеобщее избирательное право (мужч. с 21 года) Народная, «свободная республика», основан­ная на принципах закона справедливости, без эксплуатации и наем­ного труда; без классо­вых различий и государ­ства
Социально-экономические преобразования Уничтожение десяти­ны; запрет огоражива­ний; ликвидация моно­полий Ликвидация власти лор­дов над землей; переда­ча крестьянам земель­ных держаний путем от­мены копигольда; рав­ное право всех тружени­ков на землю
Религиозный вопрос Принцип веротерпи­мости и отделение цер­кви от государства  
Социальная база Зажиточные ремеслен­ники, мелкие торговцы, богатые крестьяне Беднейшее крестьян­ство, батраки, городские пауперы

Поэтому для пресвитерианского парламента революция была завершена. Их вполне уст­раивала идея политического строя по типу конституционной монархии. Было установлено верховенство парламента, осуществляющего власть в стране вместе с королем. Джентри и буржуазия после победы над королевскими войска­ми сочли революцию в основном законченной.

1. Уничтожено рыцарское держание и все вытекавшие из него повинности в пользу короны;

2. Час­тично возобладал принцип свободной конкуренции — с уничтожением монопольных прав в торговле и промышленности;

3. Было приостановлено действие законодательства против огораживаний.

Однако, индепенденты и левеллеры («уравнители»), выделившиеся из их партии стремились к радикальным реформам. Борьба между индепендентами и пресвитерианами привела в 1648 г. ко второй гражданской войне,развязанной королем и пресвитерианским парламентом. Поддержка левеллеров обеспечила победу индепендентской армии.

Таблица 5.

6 дек. 1648 г. — армейская верхушка провела т.н. «Прайдову чистку» Парламента от пресветериан. 30 янв. 1649 г. — казнь короля Карла I. 19 мая 1649 г. — провозглашение Английской республики. К власти пришли индепенденты.
Основные этапы английской буржуазной революции    
Þ Конституционный этап (1628-1641 гг.) Гражданские войны. (1642-1649 гг.)
Þ Республиканское правление (1649-1653 гг.)
Þ Военная диктатура — протекторат Оливера Кромвеля (1653-1658 гг.)
Полисы древней греции кратко Казнь короля Карла I Стюарта. Гравюра того времени. Рис. 2.

Англия была первый и единственный раз в своей истории объявлена республикой после казни короля в 1649 г. Вер­ховная власть в ней принадлежала однопалатному Парламенту, т.к. па­лата лордов была упразднена Актом об отмене палаты лордов в марте 1649 г. Конституционное закрепление республиканской формы правления было завершено Актом 19 мая 1649 года.

Государственный совет стал высшим органом исполнительной власти, который нес ответственность перед парламентом.

— противодействие восстановлению монархии;

— управление вооруженными силами страны;

— установление налогов;

— управление торговлей и внешней политикой страны.

Полисы древней греции кратко

Новая республика, на деле оказавшаяся индепендентской олигар­хией, обогатила буржуазию и новое дворянство, распродав за бесценок конфискованные земли короля, епископов и «кавалеров».

После учреждения республики социальная борьба не ослабела, так как для левеллеров это было лишь начальным этапом борьбы за углубле­ние преобразований (сх. 3).

Схема 3.

В этих условиях лидеры индепендентов, опираясь на армейскую вер­хушку, установили режим военной диктатуры — протекторат Кромвеля (1653 — 1658 гг.). Основным нормативным актом этого периода стала «кромвелевская конституция» — — Орудие управления 1653 г., закрепившая конституционные основы режима.

Вожди левеллеров были брошены в тюрьмы, а левеллерские восстания в армии подавлены.

После смерти Кромвеля режим диктатуры потерпел крушение. В 1659 г. в Англии были формально восстановлены республиканские нововведения, однако напуган­ные усилением демократического движения буржуазия и джентри ста­ли склоняться к «традиционной монархии» (табл. 6). В 1660 г. совершилась рестав­рация Стюартов, которые в Бредской декларации санкционировали основные экономические завоевания буржуазной революции.

Таблица 6.

Восстановление монархии в Англии 1660 г. «Славная революция»1688 г. 1660 г. — Реставрация (восстановление) династии Стюартов. 1688 г. — Парламент передал английскую корону «послушному» принцу Вильгельму Оранскому. 1689 г. — Парламент принял «Билль о правах», который закрепил режим ограниченной (конституционной) монархии и господство Парламента. Согласно Биллю о правах: 1. Король лишался власти над армией и судом, под­чинялся законам. 2. Финансы переходили во владение Парламента. 3. Свобода слова и право подачи петиций. 4. Свобода религии для лиц и сект

Что такое древнегреческий полис?

Полисы древней греции кратко

Вообще-то, полисом назывался отдельный город. Но здесь следует сделать важное уточнение: в те годы города зачастую были фактически отдельными государствами. Та же Финикийская империя была, в современном понимании этого слова, конфедерацией, образованной отдельными странами, которые могли выйти из ее состава в любое время.

Все это зачастую выливалось в ожесточенные споры и даже драки прямо на улицах, отчего современники считали греков «взбалмошными и крикливыми людьми». Таким образом, полис следует считать отдельной, особой формой политического и социального устройства. Территория такого образования ограничивалась не только городскими стенами, но и теми землями, которую основная часть населения полиса (то есть люди, состоявшие на государственной службе) могла защищать и возделывать.

Как вообще возникли города-государства?

предпочитали становиться ремесленниками и продавать результаты своего труда, а не отдавать даром создаваемые ими блага. Появились купцы, умеющие продавать ремесленные изделия другим племенам, жестко обособилась «каста» воинов, которые защищали тех самых купцов и общее благополучие всех членов этой «предтечи государства».

Вообще, практически все города-полисы Древней Греции имели неплохую армию, а потому в случае необходимости могли за себя постоять.

Разумеется, все эти люди предпочитали жить не в голом поле. Начали быстро возникать и развиваться крупные города. За счет того что в их стенах жили ремесленники и землевладельцы, купцы и воины, ученые и политики, они были полностью самодостаточными. Так и возникли полисы.

Но каким же было социальное устройство столь удивительных (по современным меркам) «городов»? Как ни странно, но основная часть населения полиса греческого образца была представлена свободными людьми, гражданами. Они участвовали как в производстве всего необходимого (скотоводы, аграрии, ремесленники), так и в защите своей земли.

Предлагаем ознакомиться:  Как на Билайне баллы обменять на деньги

Экономическая основа

Залогом экономического благосостояния выступала особая, античная форма земельной собственности. Ее особенность — двойственность структуры. С одной стороны, земля безоговорочно принадлежала государству, но в то же время право частной собственности на неё никак не оспаривалось. Важно! Правом на получение своей доли владел только (!

Кто еще проживал в полисах?

Как мы уже и говорили, всеми правами мог обладать не просто свободный человек, но обладавший гражданством полиса по рождению. Кроме «полноценных» граждан, в полисе проживали метэки, периэки, вольноотпущенники. Они были совершенно свободны, могли заниматься практически любой деятельностью, но не имели права голоса, не могли занимать ответственные посты. Как правило, они занимались мелкой торговлей и ремеслом.

Рабы – третий социальный слой полиса. Они не имели вообще никаких прав, не могли обладать имуществом. Всякая вещь, которую сделал или приобрел раб, принадлежала его хозяину. В частности, этим греческое и римское рабовладение отличалось от аналогичного понятия у тех же финикийцев, у которых несвободный человек все же мог иметь хоть какое-то имущество.

Разделение общества по Афинскому образцу

В Афинах модель греческого полиса, основанная на четком разделении всех его жителей, была особенно ярко выражена. Как мы уже знаем, свободные люди делились на граждан и метэков.

Гражданином мог стать только тот, у кого оба родителя были афинянами. Они обладали всей полнотой политических прав. Гражданство Афин давало право на все государственные пособия и выплаты. С 18 лет эти люди считались военнообязанными, причем вплоть до 20 лет все юноши проходили обязательное обучение воинскому делу. Благодаря этому история Древней Греции не знает моментов, когда бы греки сдавались врагам без боя.

Метэками назывались люди, которые прожили на территории Афин долгое время. Чаще всего это люди из других полисов. Они не только не имели права голоса, но даже не могли приобретать в городе недвижимость. Граждане и метэки не могли заключать законных браков, а дети от их связи считались безродными. У каждого метэка обязательно должен был быть посредник, простат, посредством которого полагалось общаться с государством.

Полисы древней греции кратко

Таким образом, основная часть населения полиса – демос, то есть свободный народ. Это изменилось только в последние годы существования государства, когда рабы во многих городах стали преобладающим социальным слоем.

Эти люди, помимо прочего, облагались немалым количеством разнообразных податей, которые чаще всего шли на военные нужды. Кроме того, они были обязаны нести воинскую службу. Вольноотпущенники приравнивались к ним, платили те же налоги. Политическая модель греческого полиса сознательно не допускала к управлению государством таких людей, так как они могли нанести вред державе.

Рабы были частными и государственными. Последние могли становиться надзирателями, входить в состав полицейской стражи, быть палачами и писцами. Рабы частные жили отдельно от своих хозяев. Во многом единственным указанием на их положение был оброк, который они платили своему господину. В рабство мог попасть военнопленный, ребенок раба, человек, купленный для этой цели за границей.

Показания этих людей в суде имели силу, но только в случае, когда за них поручался господин. Он мог убить своего невольника в любое время, причем преступлением это не считалось. За убийство чужого «имущества» полагался денежный штраф.

Что давал полис своим гражданам?

В те непростые времена полис обязался давать своим гражданам землю, обеспечивать их право на владение рабами. Город, то есть государство, должен был заботиться о поддержании экономического благосостояния всех своих жителей. Проще говоря, из этих правил вытекало основное направление внешней политики – экспансия и колонизация, так как гражданам постоянно требовались новые земли.

В общем, история Древней Греции в этом плане ничем не отличалась от того же периода в прочих государствах.

Специфика военной службы

Каждый гражданин в возрасте от 17 до 60 лет считался военнообязанным (смотрите выше). Богатые люди формировали кавалерию и входили в ряды гоплитов (тяжеловооруженной пехоты). Все остальные составляли легкую пехоту и, в некоторых случаях, легкую же конницу. Специфика социальных отношений внутри полиса заключалась в том, что служба в армии и ополчении была не только почетной, но и желанной.

Законодательство Дракона

Одним из свидетельств происходившего стало «Драконово законодательство». Свое название оно, очевидно, получило за крайнюю степень жестокости тех норм, которые в него входили. Впрочем, до настоящего времени дошли в основном только их названия. Известно, что некий Дракон ввел следующее:

  • Все жители города, которые могли и были способны носить оружие, получали все политические и гражданские права.
  • Назначалось девять архонтов.
  • Отныне Совет граждан избирался по жеребьевке, в него мог входить 401 гражданин.
  • Полностью было сохранено патриархальное социальное устройство.
  • Любой гражданин за долги отныне мог стать рабом.
  • Каждый имеет право на кровную месть.
  • Была назначена коллегия космов и эфебов.
  • Был законодательно закреплен жесткий имущественный ценз при приеме на государственную службу.

Эти особенности греческого полиса сохранялись в практически неизменном состоянии все последующие годы.

Законодательство Дракона

Перед реформами Солона в обществе все сильнее начинали проявляться внутренние противоречия. В VII веке до Рождества Христова все это приводит к открытому выступлению против знати. Кроме того, родовая аристократия сильно мешала выбившимся в люди представителям торговцев и ремесленников. Они ожидаемо желали «отодвинуть» аристократию, которая сильно тормозила экономическое развитие Греции.

А потому в 594 году до нашей эры главным архонтом избирается Солон. Он постарался не допустить серьезных общественных потрясений, а потому сохранил за знатью часть их привилегий. В общем-то, особенности греческого полиса во многом заключались именно в том, что руководство города все же старалось учитывать интересы всех групп и социальных слоев населения.

Реформа Клисфена

Во-первых, Солон «рефинансировал» долги людей, попавших из-за этого в рабство. Все долговые обязательства были полностью аннулированы. Законодательно запрещалась выдача займов, обеспечением по которым служила сама личность заемщика. Выкупленные за пределами государства рабы были возвращены на родину, им вернули гражданские права.

Солон поделил всех граждан на четыре категории. К управлению государством допускались только члены первых трех (это основная часть населения полиса Древней Греции), архонтами и членами ареопага могли становиться только граждане первого класса. Все люди, принадлежавшие к четвертому разряду, имели только право голоса на народном собрании.

Кроме того, как и при Драконе, избирался «Совет четырехсот», но входить в него могли только люди из первых трех классов, в равных количествах от каждого социального слоя. Был создан суд присяжных, причем присяжными могли быть все граждане, вне зависимости от их разряда.

Около трех десятков лет все нововведения Солона сохранялись в полном объеме, а затем они были частично реформированы.

Клисфен поддержал знать в её борьбе против тиранического правления пизистратидов. Их царь, Гипий, в результате был изгнан, тираническая власть — упразднена, а управление государством поручено самому Клисфену. С его приходом характеристика греческого полиса претерпела значительные изменения.

Вместо «Совета четырехсот» был введен «Совет пятисот», в который входили по 50 человек от каждой филы. Архонты были упразднены, их место заняла коллегия стратегов. Ценз для занятия высших государственных должностей был полностью сохранен. Именно Клисфен стал родоначальником остракизма, «Суда черепков». В его ходе любой гражданин, которого общество посчитало опасным для города, мог быть изгнан из полиса на срок в десять лет.

Надеемся, что из статьи вы узнали, чем занималась основная часть населения полиса, какова роль этих древнейших городов в истории Древнего мира.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Осаго96
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector