Контроль и надзор за деятельностью страховых организаций

А Цели, принципы и содержание страхового надзора

В Российской Федерации система надзора опирается на Федеральную службу страхового надзора за страховой деятельностью Министерства финансов Российской Федерации. Основы регулирования установлены в главе IV Закона РФ «Об организации страхового дела».

Закон РФ
«Об организации страхового дела в Российской Федерации» № 4015-1

Статья 30
Государственный надзор за деятельностью субъектов страхового дела

1. Государственный надзор за деятельностью субъектов страхового дела (далее – страховой надзор) осуществляется в целях соблюдения ими страхового законодательства, предупреждения и пресечения нарушений участниками отношений, регулируемых настоящим Законом, страхового законодательства, обеспечения защиты прав и законных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства, эффективного развития страхового дела.
2. Страховой надзор осуществляется на принципах законности, гласности и организационного единства.
3. Страховой надзор осуществляется органом страхового надзора и его территориальными органами. Орган страхового надзора опубликовывает в определенном им печатном органе:
1) разъяснения вопросов, отнесенных к компетенции органа страхового надзора;
2) сведения из единого государственного реестра субъектов страхового дела, реестра объединений субъектов страхового дела;
3) акты об ограничении, о приостановлении или о возобновлении действия лицензии на осуществление страховой деятельности;
4) акты об отзыве лицензии на осуществление страховой деятельности;
5) иную информацию по вопросам контроля и надзора в сфере страховой деятельности (страхового дела);
6) нормативные правовые акты, принимаемые органом страхового регулирования.

Содержательной частью надзорной деятельности является проверка соответствия реальной деятельности страховой компании деятельности, прописанной в лицензии а также:

  • проверка правильности формирования страховых резервов,
  • размещения активов,
  • обеспечения наличия свободных активов в размере не менее установленного нормативом,
  • а также пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на страховом рынке.
    Функционирование cтрахового надзора опирается на следующие организационно-технические принципы:
  • финансирование деятельности надзора осуществляется за счет отчислений от страховой премии, собираемой страховщиками по всем или определенным видам страхования, на основании утверждаемой Министерством финансов сметы;
  • уровень оплаты труда сотрудников надзора не ниже, чем средний, сложившийся в отрасли;
  • орган надзора организован преимущественно как самостоятельный орган государствен-ного управления
  • надзор наделен функциями осуществления проверок деятельности страховых организа-ций «на месте» и осуществляет их как по мере необходимости, так и в плановом порядке (система «надзорных бригад», принятая в страховом надзоре Франции);
  • надзор имеет право применять к страховщикам санкции в виде штрафов за установлен-ные правонарушения
  • надзор опирается на функцию лицензирования, а также отзыва лицензии
  • надзор учитывает опыт профессиональных объединений страховщиков, обеспечи-вающих разработку стандартных правил страхования, сбор и публикацию детальной статистики по развитию страхования и страхового рынка, саморегуляцию рынка, функционирование бюро Омбудсмана (бюро жалоб для страхователей).

История развития страхового надзора

Становление рыночной экономики и стремительное развитие финансового рынка затронуло страховую деятельность. Формирование страхового рынка связывают с 17 в., при этом становление страхового надзора связывают с учреждением страхового комитета в 1894 г.

Толчок в развитии страхования после распада СССР повлек за собой и формирование органов надзора, в частности, на основании Указа Президента РФ от 10.02.1992 г. был образован Госстрахнадзор России. Впоследствии после реорганизации возникла Федеральную инспекцию по надзору за страховой деятельностью, за которой закрепилась аббревиатура Росстрахнадзор.

Изменения в структуре госорганов, проводимые в 1996 г., затронули и надзор в сфере страхования. Был образован специальный департамент при Министерстве финансов РФ, в деятельность которого входило осуществление контроля и надзора за страховщиками. Дальнейшие изменения наименования органа в ФССН и ФСФР по сути были первыми шагами в упразднении госоргана, которое произошло в 2013 г. и связано с передачей всех функций по страховому и финансовому надзору Банку России.

B Стадии (фазы) надзора

Государственный надзор за деятельностью страховых организаций можно условно разделить на три стадии контроля: предварительную, текущую и последующую.

Предварительный контроль – принятие решения о выдаче лицензии на право осуществления страховой деятельности. С 2004 г. российской страховая практика максимально приблизилась к мировой: был введен запрет на проведения одним страховщиком страхования жизни и других видов страхования. Такой запрет на осуществление одним юридическим лицом одновременно страхование жизни и страхование рисков иных, чем страхование жизни, связан с различной процедурой регулиро-вания формирования страховых резервов и размещения активов страховщика.

Текущий контроль за деятельностью страховщика осуществляется как органами государ-ственного надзора, так и независимыми аудиторами. Предметом контроля при этом является ведение страховщиками финансовых операций – формирование страховых резервов, размещение покрывающих их активов, обеспечение наличия свободных активов в размере не менее установленного нормативом, а также соответствие деятельности выданной лицензии.

Последующий контроль осуществляется на основании проверки финансовой отчетности, предоставляемой страховщиками в органы страхового надзора. Страховщики обязаны опубликовать годовую отчетность о своей деятельности, бухгалтерский баланс и финансовые результаты деятельности по итогам отчетного года после подтверждения достоверности приведенных в них сведений независимыми аудиторами.

Задачи и функции страхового надзора

Изменения 2013 года в Законе РФ № 4015-I от 27.11.1992 г. закрепили право осуществлять страховой надзор за Банком России, возложив на него следующие функции:

  • по лицензированию – выдача, переоформление, приостановление и прекращение действия лицензии страховых компаний осуществляется на основании решения Центробанка;
  • по проверке деятельности страховщиков с точки зрения предоставления объективной отчетности, соблюдения законодательства и сохранения резервных фондов, являющихся залогом их платежеспособности.

Все жалобы на незаконные действия страхователи должны направлять Банк России, который по итогам их рассмотрения выносит предписания по факту устранения:

  • по контролю участия на российском рынке страхования инвесторов из зарубежных стран, которое может выражаться в внесении средств в уставный капитал, выкуп в них долей и прочее;
  • при появлении признаков неплатежеспособности, которые могут быть выражены в задержке страховых выплат, зарплаты сотрудникам, на Центробанк возложена обязанность о назначении временной администрации в целях защитить интересы страхователей и иных кредиторов.

Помимо этого на Банк России возлагаются задачи в сфере информационного обеспечения граждан и организаций по вопросам, связанным со страхованием, в том числе:

  • разъяснение порядка применения норм законодательства о страховании;
  • ведение реестров страховщиков и формирование совокупных отчетов;
  • информирование о фактах приостановления, возобновления, выдачи и ограничении действия страховых лицензий;
  • проведение проверок и осуществления страхового контроля и надзора, а также формирование отчетов о проведенной работе в этом направлении.

Банк России, который после проведенных реформ стал мегарегулятором всех финансовых рынков, включая страховой. Сделать выводы о надлежащей его работе и своевременном решении возникающих проблем, которые на фоне кризиса только обостряются, можно лишь по истечении определенного времени.

D Лицензирование

Лицензирование деятельности субъектов страхового дела осуществляется на основании статьи 32 Закона № 4015-1. Право на осуществление деятельности в сфере страхового дела предоставляется только субъекту страхового дела, получившему лицензию. Без лицензии страховая деятельность считается незаконным предпринимательством со всеми вытекающими последствиями.

Для получения лицензии на осуществление добровольного и (или) обязательного страхования, взаимного страхования соискатель лицензии представляет в орган страхового надзора следующий исчерпывающий список документов:

  1. заявление о предоставлении лицензии;
  2. учредительные документы соискателя лицензии – устав и учредительский договор;
  3. документ о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица;
  4. протокол собрания учредителей об утверждении учредительных документов и утверждении на должности единоличного исполнительного органа и коллегиального органа соискателя лицензии;
  5. сведения о составе акционеров (участников);
  6. документы, подтверждающие оплату уставного капитала в полном размере;
  7. документы о государственной регистрации юридических лиц-учредителей, а также аудиторское заключение о достоверности их финансовой отчетности за последний отчетный период, если для них предусмотрен обязательный аудит;
  8. сведения о руководителе, главном бухгалтере и руководителе ревизионной комиссии (ревизоре) соискателя лицензии;
  9. сведения о страховом актуарии;
  10. правила страхования по выбранным видам страхования с приложением образцов документов;
  11. расчеты страховых тарифов с приложением используемой методики актуарных расчетов и указанием источника исходных данных, а также структуры тарифных ставок;
  12. положение о формировании страховых резервов;
  13. технико-экономическое обоснование (бизнес-план) осуществления видов страхования.

D1 Квалификационные требования

В статье 321 Закона зафиксирован перечень квалификационных требований к руководителю, главному бухгалтеру и страховому актуарию.

Руководители страховой организации должны иметь:

  • высшее экономическое или финансовое образование, подтвержденное документом об образовании, признаваемом в РФ, а также
  • стаж работы по специальности не менее двух лет в страховой, перестраховочной организации, обществе взаимного страхования и (или) в сфере финансов не менее 2 лет.
    Главный бухгалтер страховщика или главный бухгалтер страхового брокера должны иметь:
  • высшее экономическое или финансовое образование, подтвержденное документом о высшем экономическом или финансовом образовании, признаваемым в Российской Федерации, а также
  • стаж работы по специальности не менее двух лет в страховой, перестраховочной организации и (или) брокерской организации, зарегистрированных на территории Российской Федерации
    Страховой актуарий должен иметь
  • высшее математическое (техническое) или экономическое образование, подтвержденное документом о высшем математическом (техническом) или экономическом образовании, признаваемым в Российской Федерации
  • квалификационный аттестат, подтверждающий знания в области актуарных расчетов.

Закон требует, чтобы и руководитель и главный бухгалтер субъекта страхового дела постоянно проживали на территории Российской Федерации.

D3 Управление лицензией

Сроки действия лицензии прописаны в ст. 325. Если лицензия не является временной, то срок ее действия не ограничен, Временная лицензия может выдаваться не более чем на три года и срок ее действия может быть продлен по заявлению соискателя лицензии, если за прошедшее время не было установлено каких-либо нарушений страхового законодательства, либо они не были устранены в оговоренные сроки.

Согласно Статьям 326 и 328 Закона 4015-1 при выявлении нарушений страхового законодательства к субъекту страхового дела органом страхового надзора применяются следующие процедуры:

  • предписание об устранении нарушения,
  • ограничение действия лицензии,
  • приостановление действия лицензии,
  • отзыв лицензии.

E Предписание

Предписание дается в случае:

  1. осуществления субъектом страхового дела деятельности, запрещенной законо-дательством, а также деятельности с нарушением условий, установленных для выдачи лицензии;
  2. несоблюдения страховщиком требований по формированию и размещению средств страховых резервов;
  3. несоблюдения страховщиком требований к обеспечению нормативного соотношения активов и принятых обязательств (маржи платежеспособности);
  4. нарушения субъектом страхового дела установленных требований о представлении в орган страхового надзора установленной отчетности;
  5. непредставления субъектом страхового дела в установленный срок затребованных органом надзора документов;
  6. установления факта представления субъектом страхового дела неполной и (или) недостоверной информации и др;

Получив предписание, субъект страхового дела должен в указанные в нем сроки устранить выявленных нарушения и представить подтверждающие это документы, которые будут рассмотрены органом страхового надзора в 30-дневный срок. Представление субъектом страхового дела документов, подтверждающих устранение выявленных нарушений, является основанием для признания предписания исполненным. Если предписание было не исполнено или исполнено ненадлежащим образом, то далее следует ограничение или приостановление действия лицензии.

G Приостановление

Приостановление действия лицензии субъекта страхового дела означает запрет на заключение любых договоров страхования, договоров перестрахования, договоров по оказанию услуг страхового брокера, а также внесение изменений, влекущих за собой увеличение обязательств субъекта страхового дела, в соответствующие договоры.

Возобновление действия лицензии после его ограничения или приостановления означает восстановление права субъекта страхового дела на осуществление деятельности, на которую выдана лицензия, в полном объеме. Основанием для возобновления действия лицензии является устранение субъектом страхового дела выявленных нарушений в установленный срок и в полном объеме.

H Отзыв

Отзыв лицензии означает прекращение страховой деятельности субъекта страхового дела, т. е. его ликвидацию. Согласно Статье 328 основаниями для прекращения страховой деятельности субъекта страхового дела являются

  • решение суда, а также
  • решение органа страхового надзора об отзыве лицензии, в том числе принимаемое по заявлению субъекта страхового дела.
  • при осуществлении страхового надзора:
    • в случае неустранения субъектом страхового дела в установленный срок нарушений страхового законодательства, явившихся основанием для ограничения или приостановления действия лицензии;
    • в случае, если субъект страхового дела в течение 12 месяцев со дня получения лицензии не приступил к осуществлению предусмотренной лицензией деятельности или не осуществляет ее в течение финансового года
    • в иных предусмотренных федеральным законом случаях;
  • по инициативе субъекта страхового дела – на основании его заявления в письменной форме об отказе от осуществления предусмотренной лицензией деятельности.

    Решение органа страхового надзора об отзыве лицензии подлежит опубликованию в официальном печатном органе в течение 10 рабочих дней со дня принятия такого решения и вступает в силу со дня его опубликования, если иное не установлено федеральным законом.

    До истечения шести месяцев после вступления в силу решения органа страхового надзора об отзыве лицензии субъект страхового дела обязан:

    • уведомить страхователей об отзыве лицензии, о досрочном прекращении текущих договоров страхования, перестрахования и (или) о передаче обязательств, принятых по договорам страхования (страхового портфеля), с указанием страховщика, которому данный страховой портфель может быть передан.
    • принять решение о прекращении страховой деятельности и начать процедуру ликвидации;
    • исполнить текущие обязательства, в том числе произвести страховые выплаты по наступившим страховым случаям;
    • осуществить передачу страхового портфеля другому страховщику, согласованному с органом страхового надзора. Орган страхового надзора не дает согласие на передачу страхового портфеля, если будет установлено, что страховщик, принимающий страховой портфель, не располагает достаточными собственными средствами, то есть не соответствует требованиям платежеспособности с учетом вновь принятых обязательств;
    • продолжать представление в орган страхового надзора бухгалтерскую отчетность ежеквартально.

    Если эти обязательства не будут выполнены, то орган страхового надзора обязан обратиться в суд с иском о ликвидации субъекта страхового дела — юридического лица или о прекращении субъектом страхового дела — физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.

  • Формы обучения и аттестаций

    • Слушатель получает полноценный курс в удобное для себя время и в удобные для себя сроки
    • Слушатель получает консультации у персонального тьютора.  
    • Слушатель сам определяет сроки своего участия в квалификационных испытаниях.

    телефон

    1.1. В нашем Институте обучение проходит преимущественно через интернет в форме лекций и вебинаров по базовым учебным планам, согласованным с Заказчиком курса. 

    1.2. Квалификационный экзамен для целей определения новой квалификации специалиста, прошедшего обучение, может проводиться как в очной, так и в дистанционной форме.  

    1.3. Квалификационный экзамен (квалификационное испытание) представляет собой письменное тестирование и собеседование с профильной комисссией. Для допуска к сдаче квалификационного испытания соискатель должен предъявить в аттестационную комиссию Института следующие документы:

    • паспорт
    • диплом об основном образовании
    • диплом  (удостоверение) о страховом образовании

    Аттестация считается пройденной успешно, если конкурсант набирает на ней не менее 80 баллов из 100.

    Предлагаем ознакомиться:  Полис ОМС, срок его действия и нужно ли менять старый образец
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Осаго96
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

    Adblock detector