Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7(499)938-71-58 (бесплатно)
Регионы (вся Россия, добавочный обязательно):
8 (800) 350-84-13 (доб. 215, бесплатно)

Договор страхования ответственности экспедитора

Особенности

Как уже говорилось ранее, страхование ответственности экспедитора имеет широкий перечень важных особенностей, которые следует обязательно учитывать при оформлении полиса и его использовании в рамках наступившего страхового случая. В основном, ключевые нюансы страхования связаны с размерами страховых выплат, которые обязаны выдать страховые компании. Формирование величины выплат зависит от некоторых факторов. А именно:

  • возможность нанесения различных убытков;
  • лимиты страхового покрытия;
  • потенциальные риски по страховке;
  • используемые при грузоперевозках транспортные средства;
  • субподрядчики;
  • характеристики перевозимых грузов;
  • объём грузоперевозок;
  • маршрут следования товаров и грузов.

Здесь крайне важно отметить, что такой вид страхования не относится к числу обязательных. Потому экспедитору не обязательно иметь полис страхования, чтобы осуществлять свою профессиональную деятельность. Хотя здесь есть иная сторона. Многие компании, которые заинтересованы в услугах грузоперевозчиков, попросту настаивают на наличие у транспортных компаний страховки экспедитора.

В статье под номером 7 этого законодательного акта указывается, что при нанесении ущерба перевозимому товару возмещение нанесённого вреда должно быть обязательно полным. Этот нормативный акт говорит нам о том, что экспедитор обязан возместить клиенту ущерб на сам перевозимый груз, который в результате перевозок был повреждён, но также и понесённый клиентом убыток из-за неполученной выгоды.

Это крайне спорный момент страхования, а потому в суде часто выносятся противоречивые решения на их счёт. Экспедитору следует знать, как он может подтвердить факт наступления страховых случаев. И тут всё зависит от конкретных обстоятельств грузоперевозок, используемого типа транспорта и иных моментов. Здесь есть несколько основных рекомендаций, в зависимости от ситуации.

  1. Разбойное нападение. Случается так, что на транспортное средство, перевозящее достаточно ценный вид груза, совершается разбойное нападение. Либо же товаров завладевают путём мошенничества. В таких ситуациях экспедитору следует обращаться в органы МВД для подтверждения наступления страхового случая.
  2. ДТП. Чаще всего при транспортировке товаров автомобильным транспортом груз страдает в результате аварий и ДТП. При таких обстоятельствах нужно обратиться в ГИБДД.
  3. Железная дорога. Не редко для доставки грузов используется железнодорожный вид транспорта. Если груз повреждается в результате перевозки по железнодорожным сообщениям, тогда сотрудник компании-грузоперевозчика обязан составить специальный коммерческий акт.

Чтобы иметь возможность получить страховую компенсацию при мошенничестве или похищении перевозимого груза, необходимо получить справку из МВД. Она подтвердит, что уголовное дело было заведено. Если же грузоперевозчик не сможет предъявить такую справку, то ни на какие страховые выплаты рассчитывать не стоит.

Аналогично дела обстоят со всеми иными страховыми случаями. То есть требуется обязательное документальное подтверждение случившегося происшествия. Без него получение выплат по страховому полису становится практически невозможным. Страховые компании просто не будут верить на слово своему клиенту. И это их законное право.

Особенности страхования ответственности экспедитора

Страховки, связанные с ответственностью экспедитора, порой вызывают много вопросов и сложностей. Здесь виноват не до конца продуманный и проработанный закон, а также хитрость самих страховщиков. Ряд страховых компаний вписывает в договор пункт о том, что их клиент, то есть экспедитор, не обладает правом принятия претензий со стороны третьих лиц при отсутствии письменного разрешения от страховщика относительно конкретной ситуации. Но в то же время действующие законы чётко прописывают, что предъявление таких претензий выступает не просто правом, а даже обязанностью клиента.

Если в соглашении со страховой компанией действительно присутствует такой пункт, то в дальнейшем это может негативно повлиять на репутацию даже самого ответственного и профессионального экспедитора. Потому перед подписанием договора обязательно перечитывается каждый пункт. Если вас не устраивает предлагаемый текст соглашения, потребуйте его поменять. При отказе лучше поискать другую страховую компанию, поскольку с этой организацией потенциально крайне рискованно иметь дело.

Классический договор оформляется на стандартный год. Это может быть
коллективная страховка на весь штат экспедиторов компании-перевозчика или
отдельный полис на каждого сотрудника. Стоимость определяется с оглядкой на
конкретные условия и варианты покрытия.

— Компенсацию стоимости потерянного, поврежденного груза.

— Возмещение убытка другим пострадавшим по вине экспедитора.

Стоимость от 3000 руб.

— Расходы на ликвидацию последствий аварии.

— Дополнительные расходы страхователя на следственные работы и
урегулирование конфликтных вопросов.

— Затраты на утилизацию или спасение (подъему из воды, чистке) транспортных
средств и перевозочного оборудования.

Транспортная компания может застраховать ответственность экспедитора только в части
доставки груза. Это определяет минимальный тариф и дает право на участие в
крупных тендерах. Привычная практика страхового покрытия рейсов – уже
репутационный фактор, признак долгосрочных планов страхователя на
конкретном рынке.

— высокие финансовые гарантии (что бы ни случилось с грузом, по чьей бы
вине ни произошла авария, первым заказчик обратится именно к экспедитору);

— серьезную позицию в глазах крупных постоянных грузоотправителей;

— уверенность самого исполнителя.

Страховое агентство « GALAXY страхование» разработало уникальную систему
онлайн расчета стоимости страхования ответственности и предлагает своим
клиентам с выгодой для себя защитить свои интересы, воспользовавшись ей.

Предлагаем ознакомиться:  Договор аренды страховой депозит

Договор страхования ответственности экспедитора

Мы предлагаем различные наборы рисков от страхования ответственности за
груз, ответственности за финансовые потери ваших клиентов и ответственности
за вред, причиненный третьим лицам до включения в договор дополнительных
рисков связанным с хищением (кража, грабеж, разбой) и рефрижераторных
рисков.

Объект

Как вы уже наглядно поняли, страхование экспедиторской ответственности является крайне выгодным и порой необходимым условием для выполнения экспедитором своих профессиональных обязательств по грузоперевозкам. Одновременно с этим у экспедиционных компаний может возникать ряд сложностей при получении страховых выплат и доказательстве наступления страховых случаев. Ведь иначе покрывать все убытки за повреждённый груз клиента придётся за собственный счёт.

Если детально разобраться в таком виде необязательного страхования, заранее предусмотреть в договоре ряд ключевых моментов, то страховка сможет надёжно защищать ответственность самого экспедитора. А потому даже при наступлении различных страховых ситуаций удастся быстро и эффективно решить все вопросы. В подписываемом договоре между сторонами всегда прописывается конкретный объект страхования. Таковым может быть:

  • здоровье и жизнь всех пассажиров;
  • вред, наносимый транспортируемому имуществу;
  • имущественные интересы самих экспедиторов;
  • ущерб, нанесённый другими лицами.

Страховым случаем считаются только случаи или события, заранее оговорённые в подписанном между сторонами соглашении о страховании ответственности.

При составлении и подписании специального договора со страховой компанией также не стоит забывать о страховых рисках. К таковым относят:

  • Ответственность в случае возможной утраты, частичной и полной гибели или потере перевозимого груза при возникновении форс-мажорных ситуаций. Сюда стоит отнести стихийные бедствия и природные катаклизмы, кражи, различные разбойные нападения, обвалы на дорогах и пр.;
  • Финансовые убытки, которые возникают по вине самого экспедитора, то есть стороны страхователя. Это просрочка перевозимых товаров, нарушения при организации доставки;
  • Компенсации, возникающие из-за необходимости выплат за таможенные сборы, оплата пошлин;
  • Ответственность перед третьими лицами, которая возникает по причине повреждения перевозимого товара;
  • Расходы, необходимые для расследования причин и обстоятельств наступившего страхового случая;
  • Финансовые выплаты, используемые для снижения нанесённого ущерба.

Но в список страховых рисков могут не входить некоторые форс-мажорные ситуации. Для этого их следует обязательно прописать в договоре.

Страхование ответственности требуется для возмещения компенсаций по различным имущественным убыткам, которые несут стороны, принимающие участие в процессе грузоперевозок. Параллельно с этим имущественное страхование способствует обеспечению защиты владельца груза. Иногда экспедиторские компании могут самостоятельно и за собственный счёт страховать перевозимые товары. Дополнительную страховку экспедиторы обычно оформляют по индивидуальному договору с конкретным клиентом.

Объектом СОЭ является его ответственность перед клиентом за сохранность перевозимого на транспортном средстве (ТС) груза.

При указанном виде страхования учитываются следующие риски:

  • частичная или полная потеря груза в силу причин, не зависящих от экспедитора;
  • полная или частичная потеря груза при его передаче неправомочному адресату;
  • повреждение груза в ходе транспортировки;
  • просрочка доставки груза клиенту в зависимости от конкретных причин, например, при изменении маршрута, задержке на таможне при международных перевозках;
  • причинение ущерба здоровью или имуществу третьих лиц в ходе осуществления перевозки;
  • причинение вреда окружающей среде (подробнее об экологическом страховании читайте здесь).

Застраховать ответственность экспедитора можно как от одного риска, так и от нескольких.

По страховому соглашению объектом сделки выступают интересы страхователя (имущественные), касающиеся его ответственности за нанесение клиенту ущерба в ходе транспортной деятельности.

Высший Арбитражный суд

Допускается заключение соглашения, предусматривающего ответственность за риски:

  • потери (полной, частичной) или повреждения груза;
  • потери груза из-за передачи неправомочному получателю;
  • финансовых потерь клиента от просрочки при доставке объекта, нарушении маршрута перевозки или таможенных процедур и оформления документации.

В рамках соглашения предусматривается несколько рисков или один из них по выбору страховщика.

Обязанности перевозчика

Зачастую компании, оказывающие услуги по грузоперевозкам, не могут за собственный счёт застраховать груз. В этом попросту нет смысла, так как стоимость страховых премий заметно выше. Потому полис страхования ответственности экспедитора может пригодиться:

  • транспортным компаниям;
  • экспедиторским организациям;
  • специалистам, занятым в области таможенного оформления;
  • компаниям, предлагающим услуги логистики.

Все они страхуются от ответственности, которая может возникнуть по вине перевозчика, либо просто при его участии. Здесь уже речь идёт об ограблениях, мошенничестве и пр. Сам экспедитор в этом не виновен, но груз всё равно пострадал.

Профессиональному экспедированию сопутствует широкий перечень возможных рисков. Потому от многих из них перевозчики пытаются застраховаться. При этом обязательно указывается перечень ситуаций, на которые действие полиса страхования не распространяется. Такой вид страхования основан на заключении так называемого генерального договора.

  • Гражданского кодекса;
  • устава автотранспорта;
  • Таможенного кодекса;
  • Федерального закона о транспортно-экспедиционной деятельности;
  • международных конвенций и договоров;
  • законодательных актов, которые касаются грузоперевозок.

Договор считается действительным с момента получения страховой премии со стороны экспедитора. Сама страховая компания подтверждает действие договора специальным полисом.

При этом существуют определённые обязательства перед компанией, которая оказывает экспедиторские услуги. Она обязана:

  • Обеспечивать безопасность при транспортировке пассажиров;
  • Отвечать за безопасность и полную сохранность груза с момента его загрузки на используемое транспортное средство и до прибытия к месту назначения;
  • Возмещать все убытки, которые возникают непосредственно по вине экспедиторской компании;
  • Компенсировать ущерб, если сотрудниками транспортной компании были допущены ошибки. Сюда относят неправильно выполненные погрузо-разгрузочные работы, нарушения норм по перевозкам, некорректное комплектование, неправильное оформление и пр.
Предлагаем ознакомиться:  Сбербанк аккредитовал страховые компании для ипотеки: перечень

Особенности ответственности экспедитора

Страховая компания, предоставляющая услуги по страхования ответственности экспедиторов, покрывает все подобные проблемы в период действия заключённого соглашения между сторонами.

Ну, или хотя бы уменьшить срок исковой давности по требованиям к экспедитору. Потому что на данный момент сроки исковой давности по этим требованиям одинаковые — один год. В то время как (и это отдельно отмечено в обзоре судебной практики) исковая давность по требованиям экспедитора к перевозчику начинает отсчет не с того момента, когда экспедитор расплатился с клиентом и в его финансах образовалась «дыра», а с того дня, когда груз был признан утраченным.

Получается, что экспедитор может попросту не успеть взыскать с перевозчика (виновного как раз таки в утрате груза) понесенные убытки, хотя и имеет на это все законные основания.

По-хорошему, конечно, для отношений экспедитор-перевозчик надо было бы прописать отдельный порядок предъявления претензий, исков и пр. (и об этом уже не один год просит «грузовое сообщество»), но законодателям, видимо, как-то недосуг.

Ответственность

При страховании экспедиторской ответственности действующий страховой полис позволяет покрывать различные ущербы, возникающие по тем или иным причинам. Сюда включают всевозможные ошибки, которые допустили сотрудники транспортной компании и иные лица, имеющие непосредственное отношение к выполнению заказа клиента по грузоперевозкам.

Этот вопрос следует заранее предусмотреть и внести в документ при оформлении страховки ответственности экспедитора. То есть страховой полис ответственности экспедитора не означает, что его действие распространяется исключительно на ошибки самого диспетчера. Сюда входят все люди, ответственные в той или иной степени за транспортировку, разгрузку и выгрузку, а также хранение товаров в рамках перевозки.

Но важно заметить, что ответственность снимается только в той ситуации, если страховой случай произошёл на предусмотренном в договоре маршруте, территории и направлении следования груза. Если перевозчик отклонился от маршрута и нарушил схему следования, страховая компания имеет право отказать в страховых выплатах.

На данный момент страховые компании с радостью эту самую ответственность страхуют, с еще большей радостью получают от экспедитора страховые взносы, а потом, при наступлении страхового случая, резко приобретают законопослушный вид: мол, мы бы, конечно, с удовольствием выплатили причитающееся, но, понимаете, супротив закона пойти не можем, а закон, вот уж как неудобно вышло, страхование ответственности экспедитора не предусматривает.

Закон, действительно, страхование ответственности экспедитора не предусматривает.

Статья 932-я Гражданского кодекса РФ «разрешает» страховать ответственность за нарушение договора только в случаях, предписанных законом, а закон, повторимся, насчет экспедиторов как-то помалкивает. При этом 168-я статья того же Кодекса прямо говорит: если сделка нарушает требования закона, то ее можно оспорить.

во-первых, заключение таких договоров распространено в страховой практике, а во-вторых, данный вид страхования нельзя назвать только страхованием риска ответственности за нарушения договора, потому что он также предполагает страхование имущественных рисков, а значит, является комплексным и требованиям 932-й статьи Гражданского кодекса не подчиняется.

Казалось бы, с того самого момента проблема должна была бы разрешиться: арбитражные суды, следуя мнению Высшего суда, должны были бы прекратить признавать договор страхования ответственности экспедитора ничтожным, а страховые компании, принимающие взносы, но не желающие платить по счетам, — оспаривать действительность сделки.

Однако Постановление осталось почему-то без внимания и суды и по сей день продолжают по-разному трактовать данный вид страхования.

Страховой случай

Главным доказательством для СК о наступлении страхового риска при СОЭ является доказанный факт, что с грузом что-то произошло. Факт должен быть подтвержден в зависимости от ситуации:

  • справкой из полиции о возбуждении уголовного дела;
  • справкой из ГИБДД о произошедшем ДТП;
  • справкой из пожарной службы о случившемся пожаре.

Страховым считается событие, ставший причиной создания ответственности экспедитора за ущерб, причиненный клиенту или его имуществу при предоставлении экспедиционных услуг, в виде:

  • нанесения ущерба здоровью, жизни граждан (пассажиров), их собственности/багажу в момент перемещения транспортным средством;
  • причинения ущерба собственности иных лиц, не являющихся пассажирами транспортного средства;
  • нанесения урона интересам клиентов по договору перевозки, если причинение вреда произошло из-за:
    • происшествия с транспортным средством (пожара, столкновения, взрыва, ДТП, крушения), а также при стоянке, погрузке, буксировке, паромной перевозке;
    • противоправных поступков иных лиц (кражи, грабежа, нападения).

Привлечение по ГО

Даже при наличии полиса страхования ответственности экспедиторов, сами перевозчики могут привлекаться к ответственности в соответствии с действующим законодательством. К гражданской ответственности транспортные компании, оказывающие экспедиторские услуги, привлекаются, если:

  • Они были уличены в мошеннических схемах и попытке обмануть клиента;
  • Был нанесён умышленный ущерб перевозимого груза в корыстных целях;
  • Подтвердился факт сговора с посторонними лицами, целью которых было получение взаимной выгоды;
  • Страхователь, то есть экспедитор, отказывается выполнять свои обязательства согласно договору о грузоперевозках;
  • При исполнении своих обязательств экспедитор находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
Предлагаем ознакомиться:  Взял кредит можно вернуть страховку

Решение суда

Если подобным ситуациям страховая компания нашла подтверждения и доказательства, тогда она имеет полное право в одностороннем порядке расторгнуть заключённое ранее соглашение с экспедиторской компанией. При этом всю ответственность за порчу, утрату и прочий ущерб в полной мере теперь будет нести только транспортная организация. Ответственность страховой компании полностью снята, а потому требовать с неё какие-либо компенсации экспедитор не сможет.

Обращаться по этому поводу в суд грузоперевозчику не имеет смысла. Если страховая компания представить доказательства подобных случаев, тогда суд однозначно примет решение в пользу страховщика. Важно учесть, что в договоре следует прописывать все права и обязанности сторон, подписывающих соглашение.

Страховая премия

Страховая премия рассчитывается на основе страховой суммы, периода соглашения, тарифа и коэффициентов к ним в зависимости от конкретных условий сделки. На размер влияет порядок оплаты премии, деловая репутация перевозчика (экспедитора), географические районы маршрутов, интенсивность эксплуатации транспортного средства, стоимость грузов и иные факторы, влияющие на вероятность создания страховой ситуации.

Дополнительно участники сделки согласовывают иные параметры, определяющие размер страхования гражданской ответственности экспедитора:

  • лимит ответственности (по всей сделке, по отдельному случаю);
  • страховая территория.

Страховая премия при страховании гражданской ответственности экспедитора рассчитывается, исходя из комплекса факторов, следовательно, размер премии напрямую зависит от:

  • суммы страхуемого груза;
  • периода действия договора;
  • географических зон, где проложены маршруты движения;
  • интенсивность эксплуатации ТС, непосредственно перевозящего грузы, в том числе – степень изношенности ТС;
  • объема и характера перевозимого груза;
  • вероятности наступления страхового случая.

Возмещение

Возмещение ущерба имеет заявительный порядок. Поэтому при страховом событии страхователь должен сделать следующее:

  • известить СК о наступлении страхового случая;
  • заявить о произошедшем инциденте в соответствующие службы: полицию, пожарную службу, МЧС;
  • подать письменное заявление в СК на возмещение ущерба.

При подаче заявления, страхователь должен предоставить в СК пакет документов:

  • договор страхования;
  • письменную калькуляцию ущерба;
  • документы на груз (счета-фактуры, накладные);
  • справку о событии, ставшем причиной ущерба, от соответствующих служб: ГИБДД, полиции, пожарной, МЧС.

Страхование экспедиторской ответственности – сравнительно новый страховой продукт на российском рынке, который в настоящее время приобретает все большую популярность.

При страховой ситуации страхователь обязан:

  • немедленно письменно уведомить страховщика о происшествии;
  • срочно заявить о случившемся в соответствующие органы страны, где оно имело место (полицию, милицию, пожарную службу);
  • строго исполнять указания страховщика (если таковые поступили);
  • без согласования со страховщиком не признавать любые предъявленные претензии.

Для выплаты компенсации требуется представление:

  • заявления и страхового полиса;
  • договора транспортной экспедиции;
  • претензии страхователю;
  • расчета потерь;
  • финансовых документов (счетов-фактур, накладных);
  • справки дорожной полиции (при ДТП);
  • подтверждения факта обращения в соответствующие органы и возбуждения уголовного дела при противоправных действиях (хищении, грабеже)

Договор страхования

Транспортно-экспедиторская деятельность

Договор, заключаемый со страховой компанией (СК) – чрезвычайно важный документ. Страховщик ответственен только за те моменты, которые в нем прописаны. Поэтому страхователю нужно со всей ответственностью подойти к процедуре заключения договора.

Документ в обязательном порядке должен содержать:

  • полное наименование и реквизиты страхователя, выгодоприобретателя, страховщика;
  • объект страхования;
  • перечень страхуемых рисков;
  • перечень страховых случаев;
  • территорию действия договора;
  • способ осуществления транспортировки;
  • вид и описание груза;
  • страховую сумма;
  • страховую премия;
  • обязанности сторон в период действия настоящего договора;
  • порядок расчета и выплаты страхового возмещения при возникновении страхового риска;
  • срок действия договора.

В договоре также указываются ситуации, которые не являются страховыми случаями. Например:

  • недостача груза при не нарушенной целостности пломб и упаковок;
  • несоблюдение правил приема-передачи груза, ставшее причиной претензий к экспедитору со стороны клиента;
  • ущерб от умышленных действий страхователя.

Выгодоприобретателем по договору СОЭ является клиент ТС, это может быть: грузоотправитель, грузополучатель, владелец груза.

Основанием для заключения соглашения является заявление страхователя.

В договоре четко указываются ситуации, которые не будут признаны страховыми:

  • недостача груза, прибывшего с неповрежденными пломбами, установленными грузоотправителем, и без следов попыток вскрытия;
  • несоблюдение условий приема-сдачи объекта экспедитором;
  • ущерб от умышленных поступков страхователя.

В договоре страхования ответственности экспедитора в первую очередь заинтересован владелец груза, ведь при его доставке могут возникнуть различные риски. Экспедитор, заключая сделку по сопровождению груза, берет на себя полную ответственность за его сохранность во всех точках движения, включая пункты перемещения на другое транспортное средство.

Договор может быть необходим в ряде других ситуаций. Обязательным требованием для участия в тендере по закупу услуг (транспортных) может стать предъявление полиса страхования ответственности экспедитора.

Страхование ответственности экспедитора служит преимущественным фактором при выборе собственником груза транспортно-экспедиционной организации, являясь гарантией полного возмещения ущерба грузоотправителя при нарушении условий соглашения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Осаго96
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector